Предпринимаемые меры позволят Казахстану отвечать на вызовы, происходящие в мировой экономике.
Предпринимаемые Национальным банком РК совместно с Правительством страны вызовы создают сегодня базу для дальнейшего развития экономики государства в соответствии с постоянно изменяющимися мировыми процессами, передает Kazpravda.kz.
Согласно рейтингу Всемирного банка, в 2013 году Республика Казахстан занимала первое место в мире по уровню неработающих кредитов в банковском секторе. В Нацбанке напомнили, что по состоянию на 1 декабря 2013 года займы с просроченной задолженностью свыше 90 дней составляли 31,4% от ссудного портфеля казахстанских банков, увеличившись с начала 2013 года на целых 19,7%.
"Как видим, вал неработающих кредитов рос с каждым днем, как снежный ком. Ситуация требовала принятия решительных и быстрых мер, чтобы вновь спасти банки от падения в бездонную пропасть. В результате по итогам совещания в Акорде в апреле 2014 года Глава государства дал ряд поручений Национальному банку и Правительству по снижению уровня неработающих кредитов в портфелях банков второго уровня, обеспечению перехода банковского сектора на стандарты капитала Базель III", – отметили в пресс-службе финрегулятора.
В соответствии с поручением Главы государства Нацбанк РК в 2014 году сообщил о введении нового пруденциального норматива с 1 января 2016 года в Казахстане. К этой дате уровень неработающих кредитов, согласно международным общепризнанным стандартам, не должен превышать 10%. В случае невыполнения данного норматива у банков второго уровня могут отозвать лицензию.
Подчеркивается, что к 1 августа 2015 года досрочно, усилиями Национального банка и Правительства, обеспечено снижение уровня неработающих активов в целом по системе с 31,4% в 2013 году до 9,35%.
"Очистку балансов банков второго уровня от проблемных активов Национальный банк проводит системно. Так, в течение последних двух лет принят комплекс законодательных мер по предоставлению банкам возможности передачи проблемных активов в Фонд проблемных кредитов или свои дочерние организации", – рассказал директор департамента методологии контроля и надзора НБ Нурлан Абдрахманов.
Он также добавил, что все эти годы Нацбанком совместно с заинтересованными ведомствами велась кропотливая работа по доработке изменений в Налоговый кодекс, которые позволили бы освободить банки от налогов в случае списания "плохих" кредитов.
"В этом году данные меры по снятию налоговых барьеров по операциям с неработающими активами налогового стимулирования были введены. Кроме того, на первом этапе перехода к стандартам Базель III снижены требования к собственному капиталу банков. Все необходимые инструменты для этих целей у банков второго уровня имеются", – сказал Абдрахманов.
По его словам, очистка балансов банков от "плохих" кредитов дает возможность банкам второго уровня вновь запустить кредитование экономики страны, но уже на новом, более качественном уровне, избегая ошибок, которые были сделаны ранее, до наступления мирового финансового кризиса в 2008 году.
Со своей стороны Национальный банк РК для стимулирования кредитования экономики в июле 2015 года принял меры по оптимизации пруденциального регулирования банков второго уровня.
"В частности, осуществлена поддержка капитальной базы банков второго уровня, предоставлена возможность удерживать и приобретать ценные бумаги эмитентов Казахстана, скорректирован ГЭП валютной ликвидности, отменены и оптимизированы индикаторы оценки финансового положения банков и банковских конгломератов в рамках мер раннего реагирования, являющиеся неэффективными в текущих экономических условиях и препятствующие расширению кредитования отечественной экономики", – отметил представитель Нацбанка.
Напомним, для поддержки экономики Казахстана, финансирования малого и среднего бизнеса введены требования по дестимулированию кредитования в иностранной валюте. Данная мера вводится с 2016 года и потребует создания дополнительного капитала.
"Естественно, что не всем участникам рынка пришлись по душе жесткие меры регулятора по наведению порядка, однако любое качественное и кардинальное преобразование требует соответствующих изменений в системе. Работать по-прежнему банковская система уже не могла и, как мы видели, сама обратилась за помощью к государству. Таким образом, за два года Нацбанк РК и Правительство предприняли все необходимые меры по устранению последствий мирового финансового кризиса 2008 года и досрочно выполнили поручение Главы государства по снижению уровня неработающих кредитов в банковской системе Казахстана", – отметили в банке.
Еще одной важной задачей, озвученной Нурсултаном Назарбаевым, является дедолларизация экономики и переход к инфляционному таргетированию.
Как пояснил директор департамента исследований и стратегического анализа Национального банка РК Мухтар Бубеев, инфляционное таргетирование предполагает сосредоточенность центрального банка на целевом ориентире по инфляции, а не на обменном курсе, как это было ранее.
"Стратегической целью Национального банка является стабильность цен, предполагающая достижение и удержание инфляции в целевом коридоре. Тем не менее эффективная реализация денежно-кредитной политики возможна только при наличии стабильно функционирующего финансового рынка. Валютные шоки могут иметь сильное влияние на стабильность банков и других участников финансового рынка. Поэтому в случае наступления валютных шоков приоритетной задачей Национального банка является обеспечение стабильности на финансовом рынке путем сглаживания резких и значительных колебаний обменного курса. Национальный банк может использовать разные инструменты курсовой политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке, в том числе проведение прямых валютных интервенций", – пояснил Бубеев.
Добавим, что переход Национального банка РК на инфляционное таргетирование полностью поддержал МВФ.
"Это соответствует опубликованному Национальным банком ранее плану о постепенном переходе к гибкому обменному курсу", – заявили в начале сентября представители Международного валютного фонда.
Ксения Воронина