Госкомпаниям могут предложить его облигации
Минфин нашел новый способ поддержать Внешэкономбанк (ВЭБ) — как стало известно "Ъ", ему предложено разместить долгосрочные валютные облигации минимальным объемом $3,5 млрд по закрытой подписке среди крупных экспортеров и банков. Сами экспортеры от этого не в восторге, тем более что при покупке бумаг ВЭБа, находящегося под санкциями, следует учитывать риск блокировки расчетов в США или ЕС. Самым вероятным донором выглядит "Сургутнефтегаз", который, по сути, изолирован от Запада и располагает серьезными средствами. Но до сих пор этот резерв не распечатывали даже в самых кризисных ситуациях.
О том, что ВЭБ прорабатывает возможность размещения спецвыпуска долгосрочных валютных облигаций на внутреннем рынке, "Ъ" рассказал источник в правительстве и подтвердил собеседник, близкий к госкорпорации. По словам одного из них, такое предложение обнародовал Минфин в ходе обсуждения мер господдержки ВЭБа в 2016 году (потребность в дополнительном финансировании сам банк оценил в 1,3 трлн руб.— см. "Ъ" от 10 сентября). Предполагается, что бумаги будут размещены по закрытой подписке среди крупных экспортеров и банков, а валюта пойдет на выплаты по внешнему долгу ВЭБа. "Экспортерам предложат поделиться валютой, вернее, частью девальвационной маржи",— поясняет собеседник "Ъ". По его словам, идею уже одобрило Минэкономики.
До конца года ВЭБ должен выплатить по внешнему долгу $2,5 млрд. Общий объем внешних заимствований оценивается в $9 млрд, говорил весной глава госкорпорации Владимир Дмитриев.
Объем и другие параметры возможного выпуска пока не определены, обсуждалась возможность размещения на внутреннем рынке валютных облигаций ВЭБа на $3,5 млрд, сообщил чиновник в одном из профильных ведомств. "Думаю, сейчас можно говорить об этой сумме как о минимальной. Этот вариант обсуждался летом, но от него отказались в пользу размещения бумаг ВЭБа на китайском рынке. О сделке на $10 млрд с Народным банком Китая собирались объявить в начале сентября, но размещение было отложено по техническим причинам",— утверждает собеседник "Ъ". В Минфине и ВЭБе от комментариев отказались.
Сами экспортеры не в восторге от инициативы Минфина. Источник "Ъ" в одной из госкомпаний прямо заявил, что долгосрочные валютные бумаги ВЭБа ей неинтересны. "Мы предпочитаем тратить излишки валюты на погашение собственного долга",— пояснил он, напомнив о рисках, связанных с инвестированием в долгосрочные бумаги находящегося под санкциями ВЭБа. В "Газпроме", "Роснефти" и АЛРОСА идею Минфина официально не комментируют. Глава Small Letters Виталий Крюков называет "весьма реалистичным сценарием" участие в выкупе облигаций "Сургутнефтегаза". "Думаю, в текущей ситуации в правительстве уже появляются виды на "кубышку" "Сургутнефтегаза", поскольку валютные депозиты этой компании составляют весьма существенную часть всех валютных депозитов корпоративного сектора",— поясняет эксперт. На конец второго квартала долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения "Сургутнефтегаза" составляли 1,8 трлн руб., или $32,5 млрд.
Государство еще в прошлом году дало понять, что в кризисный момент воспользуется валютными излишками экспортеров. Интеграция госкомпаний в систему исполнительной власти впервые прозвучала в послании Владимира Путина Федеральному собранию 4 декабря, а в конце декабря был введен полуофициальный контроль над выручкой крупнейших экспортеров. Секретной директивой государство обязало их снизить к 1 марта 2015 года объем чистых валютных активов до уровня 1 октября 2014 года без возможности дальнейшего увеличения. И механизм продолжает стоять под парами. "Мы еженедельно отчитываемся перед ЦБ, который до сих пор никаких конкретных шагов по управлению валютной ликвидностью компаний не предпринимал, зато теперь у регулятора есть точная информация по движению валюты",— рассказали вчера "Ъ" в одной из госкомпаний.
Гендиректор УК "Спутник — Управление капиталом" Александр Лосев отмечает, что при размещении временно свободных средств экспортеры стараются избегать рыночных рисков, предпочитая депозиты и сделки валютно-процентных свопов, а не ценные бумаги. Их придется "настойчиво просить" купить бумаги ВЭБа, уверен эксперт.
Зато у российских банков, по его мнению, "экономических препятствий для покупки валютных облигаций ВЭБа нет". Напротив, приобретение подобных бумаг позволит крупным банкам восполнить выпадающие активы в условиях кредитного сжатия. "В банковских пассивах сейчас избыточное количество долларов, и любая возможность вложить их в бумаги надежного заемщика, пусть даже с небольшой маржой, будет в плюс. Тем более что при необходимости можно получить ликвидность в ЦБ под эти облигации через операции репо",— уточняет господин Лосев. Вместе с тем, напоминает он, при покупке валютных облигаций ВЭБа, который находится под санкциями, следует учитывать риск блокировки расчетов по этим бумагам со стороны американских или европейских банков.
В то же время, как сообщал "Ъ" 18 сентября, вскоре банки столкнутся с ужесточением регулирования своих инвестиций в российский госдолг и долг госструктур, номинированный в валюте, из-за понижения страновой оценки России. На днях проект поправок к инструкции ЦБ опубликован на сайте регулятора для приведения регулирования в этой области в соответствие с требованиями базельского комитета. После вступления поправок в силу взвешивать такие активы банкам придется с коэффициентом 100% вместо 0%. Это значительно повышает давление инвестиций на капитал, достаточность которого в кризисных условиях и так постоянно снижается.