Российский клиринг сближают с международными стандартами - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

Российский клиринг сближают с международными стандартами - «Финансы»



Центральному контрагенту меняют регулирование

Власти меняют закон о клиринге и клиринговой деятельности. Поправки призваны сблизить российское законодательство с международными стандартами. Впрочем, на российском рынке для одних участников правила игры они ужесточают, а для других, наоборот, ослабляют по сравнению с текущей ситуацией.


Сегодня на заседании «Открытого правительства» обсуждаются изменения в закон «О клиринге и клиринговой деятельности», касающиеся статуса центрального контрагента (ЦК). Понятие центрального контрагента, как и физические исполнители данной функции, существуют на российском рынке давно. Сейчас их три — Национальный клиринговый центр (НКЦ) при Московской бирже, Клиринговый центр МФБ (Санкт-Петербургская биржа) и ЗАО РДК, работающий на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). Однако крупнейшая организация этого сектора, НКЦ, в отличие от всех остальных, имеет банковскую лицензию. И как следствие, подчиняется нормам банковского регулирования. В то время как его конкуренты подлежат регулированию в рамках бирж. С одной стороны, регулирование банков заметно жестче. Но и возможности этих институтов очень различны. В отличие от «молодых» клиринговых центров при питерских биржах, НКЦ, будучи банком, имеет значительные преференции по части доступа к денежному рынку. И это много лет было поводом для обвинений в монополизме.

Поправки выравнивают ситуацию. Одинаковыми для всех станут как обязанности, так и права. Изменения в законе ликвидируют банковскую лицензию НКЦ. Вместо нее он получит, как и остальные участники рынка, две специализированные лицензии. Одна из них будет базовой (это лицензия на осуществление клиринговой деятельности, она уже есть у всех трех российских клиринговых центров). Вторая — лицензия небанковской кредитной организации, регулирование которых гораздо мягче, чем регулирование банков. При этом возможности по рефинансированию в ЦБ для всех участников рынка сравняются. «Мы намерены обеспечить для других центральных контрагентов такие же условия и возможности, которые есть у ЦК на Московской бирже»,— рассказал журналистам куратор проекта, глава департамента финансовой стабильности Банка России Сергей Моисеев. Регулятор предоставит всем ЦК выход в платежную систему Банка России, возможность рефинансироваться в центральном банке, возможность открывать корсчета в ЦБ и в клиринговых банках.

«Мы понимаем, что должна возникнуть некая унификация правил, гармонизация законодательства, чтобы правила игры были одни для всех,— прокомментировал нововведения председатель правления Банка НКЦ Алексей Хавин.— Новый закон и призван создать эту систему правил, единую для всех. Ради этого мы готовы отказаться от статуса банка и получить статус НКО. Психологически это не очень просто, но мы к этому готовы».

По сути, изменения больше всего выгодны НКЦ. Его регулирование облегчается по сравнению с текущим. Для прочих же участников рынка оно несколько ужесточается. «Концептуально мы полностью поддерживаем идею регулирования ЦК как отдельного института. Но дьявол кроется в деталях,— говорит первый вице-президент НП РТС Андрей Салащенко.— Пока мы не можем сказать, насколько будут тяжелы финансовые обязательства, которые наложит на нас этот закон. Мы еще не знаем требований по нормативам, не знаем, как нужно будет изменить систему риск-менеджмента».

По мнению представителей Банка России, разрабатывающих проект закона, все эти меры должны послужить цели «обеспечения непрерывности деятельности ЦК». «Пруденциальный режим, включающий надзор и наблюдение, будет носить круглосуточный характер с ежедневным выполнением нормативов,— отметил господин Моисеев.— Таким образом, не должно создаваться прецедентов, когда требуется восстанавливать финансовую устойчивость ЦК». По его словам, основная ставка будет делаться на консервативном размещении активов, минимальных требованиях к клиринговому обеспечению и гарантийным фондам, выделенному капиталу и достаточности совокупных ресурсов для покрытия рисков. Проект закона также предъявляет серьезные требования к технической устойчивости IT-платформ клиринговых организаций. Главное требование — наличие резервных систем на случай форс-мажора.

Данные новшества, считают в ЦБ, стимулируют развитие российского рынка и помогают приблизиться к мировым стандартам. Эта идея во многом связана с темой международной реформы рынка внебиржевых деривативов, промежуточные итоги которой будут подводиться 1 января 2017 года. «Мы не хотим, чтобы клиринг по российским инструментам переместился в Лондон, Чикаго или куда-то еще, для чего и гармонизируем российские требования с международными»,— отметил господин Моисеев.

Мария Сарычева


Центральному контрагенту меняют регулирование Власти меняют закон о клиринге и клиринговой деятельности. Поправки призваны сблизить российское законодательство с международными стандартами. Впрочем, на российском рынке для одних участников правила игры они ужесточают, а для других, наоборот, ослабляют по сравнению с текущей ситуацией. Сегодня на заседании «Открытого правительства» обсуждаются изменения в закон «О клиринге и клиринговой деятельности», касающиеся статуса центрального контрагента (ЦК). Понятие центрального контрагента, как и физические исполнители данной функции, существуют на российском рынке давно. Сейчас их три — Национальный клиринговый центр (НКЦ) при Московской бирже, Клиринговый центр МФБ (Санкт-Петербургская биржа) и ЗАО РДК, работающий на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). Однако крупнейшая организация этого сектора, НКЦ, в отличие от всех остальных, имеет банковскую лицензию. И как следствие, подчиняется нормам банковского регулирования. В то время как его конкуренты подлежат регулированию в рамках бирж. С одной стороны, регулирование банков заметно жестче. Но и возможности этих институтов очень различны. В отличие от «молодых» клиринговых центров при питерских биржах, НКЦ, будучи банком, имеет значительные преференции по части доступа к денежному рынку. И это много лет было поводом для обвинений в монополизме. Поправки выравнивают ситуацию. Одинаковыми для всех станут как обязанности, так и права. Изменения в законе ликвидируют банковскую лицензию НКЦ. Вместо нее он получит, как и остальные участники рынка, две специализированные лицензии. Одна из них будет базовой (это лицензия на осуществление клиринговой деятельности, она уже есть у всех трех российских клиринговых центров). Вторая — лицензия небанковской кредитной организации, регулирование которых гораздо мягче, чем регулирование банков. При этом возможности по рефинансированию в ЦБ для всех участников рынка сравняются. «Мы намерены обеспечить для других центральных контрагентов такие же условия и возможности, которые есть у ЦК на Московской бирже»,— рассказал журналистам куратор проекта, глава департамента финансовой стабильности Банка России Сергей Моисеев. Регулятор предоставит всем ЦК выход в платежную систему Банка России, возможность рефинансироваться в центральном банке, возможность открывать корсчета в ЦБ и в клиринговых банках. «Мы понимаем, что должна возникнуть некая унификация правил, гармонизация законодательства, чтобы правила игры были одни для всех,— прокомментировал нововведения председатель правления Банка НКЦ Алексей Хавин.— Новый закон и призван создать эту систему правил, единую для всех. Ради этого мы готовы отказаться от статуса банка и получить статус НКО. Психологически это не очень просто, но мы к этому готовы». По сути, изменения больше всего выгодны НКЦ. Его регулирование облегчается по сравнению с текущим. Для прочих же участников рынка оно несколько ужесточается. «Концептуально мы полностью поддерживаем идею регулирования ЦК как отдельного института. Но дьявол кроется в деталях,— говорит первый вице-президент НП РТС Андрей Салащенко.— Пока мы не можем сказать, насколько будут тяжелы финансовые обязательства, которые наложит на нас этот закон. Мы еще не знаем требований по нормативам, не знаем, как нужно будет изменить систему риск-менеджмента». По мнению представителей Банка России, разрабатывающих проект закона, все эти меры должны послужить цели «обеспечения непрерывности деятельности ЦК». «Пруденциальный режим, включающий надзор и наблюдение, будет носить круглосуточный характер с ежедневным выполнением нормативов,— отметил господин Моисеев.— Таким образом, не должно создаваться прецедентов, когда требуется восстанавливать финансовую устойчивость ЦК». По его словам, основная ставка будет делаться на консервативном размещении активов, минимальных требованиях к клиринговому обеспечению и гарантийным фондам, выделенному капиталу и достаточности совокупных ресурсов для покрытия рисков. Проект закона также предъявляет серьезные требования к технической устойчивости IT-платформ клиринговых организаций. Главное требование — наличие резервных систем на случай форс-мажора. Данные новшества, считают в ЦБ, стимулируют развитие российского рынка и помогают приблизиться к мировым стандартам. Эта идея во многом связана с темой международной реформы рынка внебиржевых деривативов, промежуточные итоги которой будут подводиться 1 января 2017 года. «Мы не хотим, чтобы клиринг по российским инструментам переместился в Лондон, Чикаго или куда-то еще, для чего и гармонизируем российские требования с международными»,— отметил господин Моисеев. Мария Сарычева
0
Другие новости

Это может то, что вы искали