АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) не выполняет возложенные на него функции, несмотря на отличное госфинансирование. Тогда зачем нужно было тратить большие средства и человеческие ресурсы на этот, безусловно, очень важный государственный проект?
На днях «Научно-исследовательский институт экономики и информатизации транспорта, телекоммуникации» по заказу Мажилиса Парламента проводил опрос экспертов по поводу деятельности ФПК. Опросник спрашивал о каких-то технических моментах работы с проблемными кредитами, однако проблемы самого фонда гораздо глубже.
Фонду наконец-то выделили большие деньги
ФПК был создан в начале 2012 года Нацбанком. Основной задачей фонда является – выкуп проблемных активов у банков с целью оздоровления банковского сектора. Практически до последнего времени ФПК так и ничем серьезным не занимался. Как отмечал сам Нацбанк, это произошло по следующим причинам:
1. Отсутствие у фонда финансов для выкупа проблемных кредитов.
2. Законодательные ограничения (банковская тайна, налоги, перерегистрация залогового имущества с арестами, уплата государственных пошлин, и ряд других)
3. Различия в оценке выкупаемых кредитов между фондом и банками.
4. Нежелание банков продавать проблемные кредиты из-за ожиданиявосстановления цены на недвижимость.
Чтобы преодолеть вышеуказанные препятствия Нацбанк, со своей стороны, проделал очень большую работу улучшения законодательства для работы с проблемными кредитами. Такжев своей злосчастной «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года», утвержденной в августе 2014, он строил грандиозные планы по развитию фонда. Цитирую:
«В соответствии с лучшей международной практикой ФПК должен быть независимыми и обладать достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами, в том числе кадрами в области инвестиционного банкинга, реструктуризации и оценки недвижимого имущества. При этом будут рассматриваться различные механизмы выкупа проблемных активов у банков, совместного управления, реализации инвестору или ликвидации данных активов с учетом необходимости разделения возникающих убытков с банками»
Планы были большие и красивые, однако, ФПК мог реально начать работать,только после выделения большого государственного финансирования. И вот,наконец-то, это произошло. В апреле 2014 года было объявлено, что «для финансового обеспечения выкупа у банков «плохих активов» предусматривается капитализация ФПК из средств Нацфонда в размере 250 млрд тенге».Деньги потом долго не выделялись,нов конце концов фонд получил их в декабре 2014 года.
Затем, уже в мае 2015 года Нацбанк из своих «собственных» средств влил в ФПК еще 130 млрд тенге. Я специально поставил слово «собственные» в кавычки, поскольку на самом деле эти деньги как говорится «напечатаны», то есть «просто появились из воздуха». Последняя сумма была предназначена для рефинансирования проблемных ипотечных кредитов.
Таким образом, начиная с конца 2014 года ФПК для выполнения своей основной работы получил 380 млрд тенге (или $2 млрд по курсу того времени). Как вы видите, это очень неплохие деньги.
Фонд оказался просто передаточным звеном для подарков от государства
Таким образом, после получения денег из Нацфонда, в конце 2015 года у ФПК появилась возможность начать выполнять свою главную задачу. По всей видимости фонд готовился к этому, например, наращивая свои человеческие ресурсы. Так,в 2014 году (по сравнению с 2013 годом) расходы на персонал выросли на 77% (до 326 млн тенге). Также, Нацбанк активно нанимал иностранных консультантов и организовывал мероприятия по получению международного опыта в этой сфере. Например, в начале 2014 года Нацбанк провел международное заседание в Алматы на тему: «Казахстан: решение проблемы необслуживаемых кредитов и повышение эффективности Фонда проблемных кредитов». Это было очень представительное мероприятие с международно-признанными экспертами.
Казалось бы, всё было готово: законодательство улучшили, получили отличное финансирование от государства,набрались знаний от иностранных экспертов, наняли необходимый штат и так далее.То есть, уже ничто не могло помешать работе ФПК по выкупу проблемных кредитов у банков. Однако, ФПК так и не смог начать нормальную работу! Внезапно кем-то было принято решение, что вместо выполнения своей основной задачи, фонд просто положит депозит в Казкоммерцбанк на всю сумму (250 млрд тенге) на срок 10 лет и по процентной ставке 5.5% годовых. В результате, банк получил эти деньги в июне 2015 года.
Таким образом, все прошлые усилия и затраты Нацбанка, парламента, и правительства, что называется пошли «коту под хвост». Для того чтобы разместить депозит в банке, не нужно было создавать ФПК и разрабатывать новое законодательство! С тем же успехом, такой депозит можно было сделать напрямую с Нацфонда. Однако, делать так было противозаконно, и это вызвало бы бурю негодования. Поэтому придумали такую цепочку. Нацфонд передает в бюджет вполне законный целевой трансферт. Дальше бюджет передает эти деньги в ФПК. А фонд, в свою очередь, передает деньги Казкоммерцбанку.
Цепочка длинная, но суть одна - частный банк получил деньги из Нацфонда по субсидированной процентной ставке. В результате такой государственной субсидии, банк в своей финансовой отчётности (сразу же на дату размещения депозита) признал доход в размере 58 млрд тенге.То есть, из Нацфонда уже стали раздавать большие подарки частным организациям. Даже если бы не было кризиса на дворе, такие подарки всё равно ни в какие ворота не лезут.
Что касается второй суммы в 130 млрд тенге, полученной ФПК от Нацбанка, то ситуация по ней абсолютно такая же. ФПК, вместо того чтобы выкупать проблемные ипотечные кредиты у банков и затем реструктурировать их (улучшая условия), опять-таки просто разместил всю полученную сумму на депозитах в 9 банках. При этом, эти депозиты также имеют сверх льготные условия. Срок – 20 лет и процентная ставка – 3% годовых (сравните с текущей базовой ставкой!). То есть, в этом случае теперь уже Нацбанк начал заниматься благотворительностью.
Это системная проблема наших государственных органов
Спрашивается, зачем, создавая ФПК, нужно было морочить всем голову, тратить человеческие ресурсы и государственные средства, если в конце концов все сделали совсем наоборот?! Самое плохое – это не единичный случай, а системная проблема всего государства. Недавно я приводил еще несколько последних примеров. (http://www.kursiv.kz/news/finansy/slova-i-dela-nacbanka-i-pravitelstva/). Хуже того -сейчас настали трудные времена низких цен на нефть, а такие случаи продолжаются и, такое впечатление, что они даже участились.
Так как нам добиться того, чтобы дела правительства и Нацбанка наконец-то стали совпадать с их красивыми планами и словами? По моему мнению этого невозможно будет сделать без политических реформ. Прежде всего это касается создания среды со здоровой полноценной политической конкуренцией. Без этого вряд ли мы добьемся реальной подотчетности государственных чиновников и их ответственности за собственные планы и слова.
Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения