В Госдуме разработаны поправки в УПК, усиливающие полномочия защитника
Адвокат должен иметь беспрепятственный доступ к подзащитному, и специальных разрешений следователя для этого не требуется. Такова суть поправок к Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), которые разработаны в Госдуме. Проект закона, предусматривающий эти поправки, будет представлен сегодня на заседании круглого стола, в ходе которого депутаты намерены обсудить проблемы «защиты прав личности в уголовном процессе».
Поправки, разработанные членом думского комитета по гражданскому и уголовному законодательству Рафаэлем Марданшиным («Единая Россия»), касаются статьи 53 УПК, в которой перечислены «полномочия защитника». Адвокат, согласно действующим нормам, вправе на свидания с подзащитным, на сбор доказательств, на ознакомление с протоколом задержания подзащитного, на присутствие во время предъявления обвинения и прочее. Но все эти права адвокат обретает «с момента допуска к участию в уголовном деле», как это сказано в первый же строке части 1 статьи 53 УПК. Господин Марданшин предлагает иную версию этой строки: «Защитник вправе по предъявлении удостоверения адвоката и ордера иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания…» А все прочие права, по-прежнему, наступают «с момента допуска к участию в уголовном деле».
Стилистическая, на первый взгляд, поправка может кардинально изменить возможности адвоката в уголовном процессе, а значит, и усилить защищенность подозреваемого (обвиняемого).
«Де-юре и сейчас от адвоката достаточно удостоверения и ордера для того, чтобы приступить к работе с подзащитным,— пояснил «Новости Банков» руководитель уголовной практики BMS Law Firm, адвокат Тимур Хутов.— Но де-факто везде и всюду требуется разрешение следователя на посещение подзащитного, на доступ к уголовному делу». В следственный изолятор «без такого разрешения адвоката категорически не допускают, хотя такое правило нигде не прописано», подчеркивает господин Хутов.
Порой, по его словам, «следователи сознательно не допускают к подследственному гражданину “защитника по соглашению” (которого обычно нанимают по договору родственники)», чтобы адвокатом подследственного стал «защитник по назначению». Такого адвоката обычно назначают по рекомендации следователя, и потому «защита по назначения всегда выгодна следствию, и никогда — обвиняемому», утверждает Тимур Хутов, который надеется, что по итогам сегодняшнего обсуждения проблем на «круглом столе» думское большинство поддержит законопроект с поправками в УПК.
Виктор Хамраев
В Госдуме разработаны поправки в УПК, усиливающие полномочия защитника Адвокат должен иметь беспрепятственный доступ к подзащитному, и специальных разрешений следователя для этого не требуется. Такова суть поправок к Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), которые разработаны в Госдуме. Проект закона, предусматривающий эти поправки, будет представлен сегодня на заседании круглого стола, в ходе которого депутаты намерены обсудить проблемы «защиты прав личности в уголовном процессе». Поправки, разработанные членом думского комитета по гражданскому и уголовному законодательству Рафаэлем Марданшиным («Единая Россия»), касаются статьи 53 УПК, в которой перечислены «полномочия защитника». Адвокат, согласно действующим нормам, вправе на свидания с подзащитным, на сбор доказательств, на ознакомление с протоколом задержания подзащитного, на присутствие во время предъявления обвинения и прочее. Но все эти права адвокат обретает «с момента допуска к участию в уголовном деле», как это сказано в первый же строке части 1 статьи 53 УПК. Господин Марданшин предлагает иную версию этой строки: «Защитник вправе по предъявлении удостоверения адвоката и ордера иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания…» А все прочие права, по-прежнему, наступают «с момента допуска к участию в уголовном деле». Стилистическая, на первый взгляд, поправка может кардинально изменить возможности адвоката в уголовном процессе, а значит, и усилить защищенность подозреваемого (обвиняемого). «Де-юре и сейчас от адвоката достаточно удостоверения и ордера для того, чтобы приступить к работе с подзащитным,— пояснил «Новости Банков» руководитель уголовной практики BMS Law Firm, адвокат Тимур Хутов.— Но де-факто везде и всюду требуется разрешение следователя на посещение подзащитного, на доступ к уголовному делу». В следственный изолятор «без такого разрешения адвоката категорически не допускают, хотя такое правило нигде не прописано», подчеркивает господин Хутов. Порой, по его словам, «следователи сознательно не допускают к подследственному гражданину “защитника по соглашению” (которого обычно нанимают по договору родственники)», чтобы адвокатом подследственного стал «защитник по назначению». Такого адвоката обычно назначают по рекомендации следователя, и потому «защита по назначения всегда выгодна следствию, и никогда — обвиняемому», утверждает Тимур Хутов, который надеется, что по итогам сегодняшнего обсуждения проблем на «круглом столе» думское большинство поддержит законопроект с поправками в УПК. Виктор Хамраев