Роспотребнадзор готовит новый регламент для уличной торговли
Как стало известно "Ъ", Роспотребнадзор разрабатывает единые правила работы уличных киосков по продаже еды. Если требованиям для объектов торговли мобильная розница, как правило, соответствует, то стандартам для объектов общепита — нет, в частности из-за отсутствия подключения к канализации, водопроводу и достаточной электрической мощности. Существующие правила не учитывают специфику сетей стрит-фуда, утверждают предприниматели, что дало возможность противнику уличной торговли — московскому мэру Сергею Собянину — почти полностью ликвидировать нестационарные объекты.
Роспотребнадзор готовит новые правила по регулированию нестационарных торговых объектов общепита, рассказал источник "Ъ", знакомый с ситуацией, и подтвердил президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов. Работа над документом ведется, подтвердили в Роспотребнадзоре, отказавшись от дальнейших комментариев. Новые правила будут направлены на решение проблем, связанных с работой компаний, которые развивают свои сети в мобильном формате на улице по типу "Стардогs!" и "Крошки-картошки", осведомлен один из столичных рестораторов.
Сейчас работа уличных объектов общепита регулируется двумя разными санитарными правилами и нормами (СанПиН): одним — для объектов торговли, другим — для объектов общепита. Первому уличные рестораторы полностью соответствуют, нормативы второго порой оказываются непосильными. Киоски и ларьки с уличной едой не имеют подключения к канализации, водопроводу, достаточной электрической мощности и т. п.
В июне этого года "Опора России" в письме главе Роспотребнадзора Анне Поповой указывала, что санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общепита не учитывают специфику работы продавцов уличной еды, из-за вольного толкования нормативов возникает избыточное давление на бизнес. После консультаций с членами "Опоры" Роспотребнадзор приступил к разработке отдельного СанПиНа.
Эта тема особо актуальна для Москвы, мэр которой Сергей Собянин давно занимает принципиальную позицию по отношению к уличной торговле. Так еще в октябре 2010 года такие объекты были объявлены нецивилизованным форматом торговли и снесены. Взамен московские власти пообещали разработать единый формат киосков, вписывающихся в городской ландшафт. Права аренды таких объектов на три года стали предметом торга. Аукционы прошли в 2011 году, большинство разыгранных тогда договоров истекло в этом году. Новые аукционы проводятся, но спецификаций, подходящих для использования киосков под торговлю едой, нет, утверждают участники рынка. Сейчас в столице уличная продажа еды фактически остановлена.
По данным департамента торговли и услуг Москвы на 1 июля текущего года, в столице работает 7,7 тыс. предприятий общепита. Обеспеченность составляет 44 посадочных места на тысячу человек. "По нормативу этот показатель должен быть на уровне 60 мест на тысячу человек",— напоминает глава правления компании "Маркон" (развивает сеть "Стардогs!") Сергей Рак. Нестационарных торговых объектов в 2014 году насчитывалось 384, но, по оценке господина Рака, их в полтора-два раза больше. "Предприниматели, выигрывая право аренды таких объектов, могут половину площадей отдать под магазин по продаже продуктов питания, половину — сдать в субаренду для сетей общепита",— поясняет господин Рак.
Глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк Москвы настаивает, что действующий СанПиН для объектов общепита содержит исчерпывающие требования. "Нельзя на небольшой площади приготовить качественную еду, не имея постоянного подключения к воде",— утверждает господин Немерюк. Поэтому, продолжает он, сейчас появилась тема развития мобильного формата в виде фудтраков: "Сейчас мы разрабатываем подходящую модель". Эта идея нравится Ginza Project, которая развивает этот формат (см. "Ъ" от 19 августа). "Поскольку в действующем законодательстве порядок размещения фудтраков не урегулирован, первые наши фургоны функционировали только на массовых городских мероприятиях",— говорит гендиректор Ginza Алексей Волков. Он рассчитывает, что проблема разрешится в ближайшее время.