Кредиторы согласны войти в капитал авиакомпании
Новый акционер "Трансаэро" совладелец авиакомпании "Сибирь" Владислав Филев перешел к активным действиям в борьбе за спасение перевозчика. Часть кредиторов "Трансаэро" поддержали его идею о конвертации долга в 49% акций компании. Новый акционер также готов в суде требовать приостановки приказа Минтранса об аннулировании сертификата эксплуатанта "Трансаэро". Сам Минтранс смягчил свою позицию, допустив возможность выдачи компании нового сертификата. Но пока, судя по всему, новым владельцам не удается перехватить управление: в "Аэрофлоте" уверяют, что гендиректором "Трансаэро" остается топ-менеджер госкомпании Дмитрий Сапрыкин.
Новый акционер "Трансаэро" совладелец группы S7 (включает авиакомпании "Сибирь" и "Глобус") Владислав Филев согласовал с частью кредиторов "Трансаэро" схему спасения перевозчика. Как рассказала "Ъ" совладелец S7 Наталия Филева (супруга господина Филева), речь идет о конвертации долга "Трансаэро" в 49% акций новой авиакомпании, которая будет создана на базе "Сибири" и "Глобуса". Долг перед банками может быть покрыт и за счет денежных потоков от деятельности перевозчика. Напомним, что о такой схеме Владислав Филев говорил вчера в интервью "Ъ".
По оценкам источников "Ъ", на начало июня из долга "Трансаэро" в 260 млрд руб. кредиты банков составляли около 85 млрд руб. Самый крупный кредитор — ВТБ (12,7 млрд руб., на 90% покрыт госгарантиями), остальные — Сбербанк, МКБ, Новикомбанк, Россельхозбанк, МКБ, Промсвязьбанк, МФК, Абсолют-банк, МТС-банк и другие. Опрошенные "Ъ" банки-кредиторы сообщили, что в понедельник состоится встреча с Владиславом Филевым, но пока подробности схемы спасения перевозчика им неизвестны. Госпожа Филева добавила "Ъ", что план реструктуризации не согласовали госбанки — Сбербанк (долг 6 млрд руб.) и ВТБ. По ее мнению, такая позиция связана с тем, что, "если долг не покроют, государство может их докапитализировать", но это "антигосударственная позиция".
При этом Минтранс вчера несколько смягчил позицию: глава министерства Максим Соколов заявил, что "Трансаэро" может получить новый сертификат эксплуатанта (текущий сертификат аннулирован с 26 октября). По словам министра, это станет возможно, если новые владельцы урегулируют все вопросы почти с сотней контрагентов "Трансаэро", а качеству обслуживания пассажиров и безопасности полетов не будет нанесен вред.
Но госпожа Филева сообщила "Ъ", что акционеры "Трансаэро" до сих пор не могут найти акт об итогах внеплановой проверки Росавиацией авиакомпании, на основании которой был аннулирован текущий сертификат. По ее словам, акт подписал гендиректор "Трансаэро" Дмитрий Сапрыкин (топ-менеджер "Аэрофлота", пришедший в сентябре для санации перевозчика), и его необходимо опротестовать. "В суд будет подано заявление с требованием наложить обеспечительные меры, чтобы воспрепятствовать вступлению в силу приказа",— сообщила "Ъ" Наталия Филева. Она также добавила, что новые акционеры "будут бороться за действующий сертификат эксплуатанта", иначе при остановке самолетов те "мгновенно начнут терять свою стоимость". В Росавиации отказались от комментариев.
Впрочем, пока не ясно, как в правительстве относятся к идее перехода "Трансаэро" под контроль акционеров S7 и кредиторов. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил вчера, что не получал и не видел никаких бумаг о возможной сделке S7 с "Трансаэро" и не понимает, "что там можно покупать". Собеседник "Ъ", близкий к сделке, уверяет, что часть правительства положительно отнеслась к плану нового акционера по спасению перевозчика. Но поскольку до сих пор не ясно, как будут покрыты долги "Трансаэро", дальнейшая деятельность авиакомпании "пока находится под вопросом".
Остается неясным и то, кто сейчас управляет компанией. Как писал "Ъ" вчера, в "Трансаэро" прошло заочное заседание совета директоров, на котором новым гендиректором был избран заместитель летного директора Валерий Зайцев. Но глава "Аэрофлота" Виталий Савельев вчера заявил "РИА Новости", что гендиректором "Трансаэро" по-прежнему является Дмитрий Сапрыкин. По словам господина Савельева, господину Сапрыкину не дали документа, уведомляющего о кадровых перестановках. Глава "Аэрофлота" добавил, что Дмитрий Сапрыкин "не просто назначен советом директоров — с ним заключен контракт". Но руководством господина Сапрыкина была недовольна и часть банков — кредиторов "Трансаэро", считавших, что "политика нового руководства привела к полной потере ликвидности авиакомпании".
По словам партнера юридической фирмы "Кульков, Колотилов и партнеры" Олега Колотилова, "юридически вновь избранный руководитель сразу вступает в свою должность, вне зависимости от формы проведения совета директоров". Но фактически ему будет сложно совершать ряд действий, добавляет юрист, пока его фамилия не внесена в ЕГРЮЛ, что занимает несколько дней. Господин Колотилов добавил, что права новых акционеров удостоверяются в реестре акционеров, при желании оформить эти права можно в кратчайшие сроки. Источники "Ъ" уверяют, что окончательно новый руководитель должен быть оформлен документально уже в субботу.