Долг авиакомпании сократит доплаты всем пилотам-пенсионерам страны
Финансовые проблемы "Трансаэро" начинают оказывать влияние на всю авиационную отрасль. Задолженность авиакомпании перед Пенсионным фондом России может сократить дополнительные выплаты десяткам тысяч летчиков-пенсионеров, никогда в "Трансаэро" не работавшим. Средства для таких выплат формируются в ПФР из взносов всех авиакомпаний, а затем распределяются по пенсионерам-льготникам. "Трансаэро" уже задолжало в "общий котел" почти 160 млн руб., а это почти треть ежемесячных сборов отрасли.
Авиакомпания "Трансаэро", которая в ближайшее время может подать иск о собственном банкротстве, задолжала только за второй квартал 157,1 млн руб. Пенсионному фонду России (ПФР) по дополнительному социальному обеспечению, рассказали "Ъ" в фонде. Представитель фонда Марита Нагога пояснила, что из этой суммы 148,8 млн руб. приходится на дополнительные взносы, 8,3 млн руб.— на пени за просроченные платежи. Ситуация с третьим кварталом будет понятна к 16 ноября, подчеркнули в фонде.
По закону "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" авиакомпании уплачивают дополнительный взнос в Пенсионный фонд в размере 14% от выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей. И хотя большая часть взносов (90%) приходится на крупнейшие компании, ПФР распределяет эти средства среди всех пенсионеров, независимо от их принадлежности в прошлом. "Если "Трансаэро" не погасит задолженность, то летчики-пенсионеры, получающие доплаты по льготному обеспечению, получат меньше, поскольку доплата осуществляется по факту поступивших дополнительных взносов от компаний",— поясняет Марита Нагога.
Размер выплат меняется раз в квартал и высчитывается по сложной формуле, которая включает поправочный коэффициент, зависящий от суммы взносов и пеней, собранных ПФР.
Соответственно, чем больше компаний за большее количество действующих летчиков платит, тем больше в итоге размер фонда и выплаты пенсионерам. Если одна компания не в состоянии заплатить, то общая величина сборов, соответственно, уменьшается. Как подчеркнула представитель ПФР, никакой компенсации за счет государства или других компаний в этом случае не предусмотрено. Компания "Аэрофлот" отказалась комментировать данный вопрос, S7 не смогла предоставить оперативный комментарий.
Учитывая тот факт, что "Трансаэро" в понедельник заявило о готовности начать процедуру банкротства, погашение задолженности за второй и третий кварталы неочевидно. Кроме того, уход одного из крупнейших плательщиков и в дальнейшем отразится на доходах летчиков-пенсионеров, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение. По данным ПФР, их в настоящее время насчитывается 42 тыс. человек.
"Это очень нехороший прецедент, ведь 160 млн руб.— это 30% от месячного сбора по всем компаниям. Даже без ее учета взносы авиакомпаний уменьшаются из-за сложного экономического состояния в отрасли",— отмечает вице-президент Профессионального союза летного состава России Вилли Вечирко. С учетом его данных, в феврале--апреле этого года средняя выплата по дополнительному пенсионному обеспечению летчиков была всего на 2,2% ниже прошлогоднего показателя (13 тыс. против 13,3 тыс. руб.), в мае--июне расхождение выросло до 3,7% (10,3 тыс. против 10,7 тыс. руб.), а в августе--сентябре оно превысило 4,1% (11,5 тыс. и 12 тыс. руб.). С ноября, как прогнозирует Вилли Вечирко, снижение составит 4-5% по отношению к тому же периоду прошлого года. Впрочем, он добавляет, что "Аэрофлот" обещает трудоустроить у себя половину из летного состава "Трансаэро" (авиакомпания в середине октября пообещала трудоустроить около 700 пилотов), а именно от их фонда оплаты труда и формируются взносы. Кроме того, не исключено, что в будущем какую-то часть средств задолженности "Трансаэро" можно будет получить в ходе процедуры банкротства.
Участники рынка из частных структур тоже считают описанную ситуацию интересным прецедентом, но усматривают в этой истории более глобальный смысл. "Я считаю, что это очень серьезный прецедент с точки зрения архитектуры пенсионной системы. В данном случае распределительная система показала, что имеет высокие риски. Человек может получить вовсе не те выплаты, на которые рассчитывал, исходя из пенсионных взносов, если экономическая ситуация в стране ухудшается",— подчеркивает председатель совета директоров НПФ "Европейский" Евгений Якушев. Он уверяет, что при накопительной системе, когда взносы не используются для выплат текущим пенсионерам, у застрахованных лиц больше шансов получить более солидные выплаты. Советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Валерий Виноградов также подчеркивает, что это очень показательная история, когда в случае с банкротством одной компании могут пострадать все льготные пенсионеры отрасли. И ситуация с "Трансаэро" может быть только началом, предполагает он, напоминая, что аналогичная система дополнительного соцобеспечения существует, в частности, и в угольной отрасли.