Конференция Money 20/20, которая завершилась в Лас-Вегасе, — самое большое мероприятие в мире, посвященное финансовым технологиям. Мне удалось заглянуть «под капот» отрасли, увидеть, что происходит на стыке финансов и IТ.
Платежи и переводы
По оценке BCG, ежегодные доходы мировой платежной индустрии превышают $2 трлн. Неудивительно, что столько игроков в США и по всему миру пытаются устроить в отрасли, которая до недавнего времени вызывала только зевоту, настоящую революцию. На конференции были представлены Visa и MasterCard, крупнейшие эквайринговые компании, такие как TSYS, Vantiv и First Data, монстры переводов и платежей PayPal и MoneyGram, производители оборудования Ingenico и Verifone, а также множество более мелких игроков. И, конечно же, наша QIWI.
Общее впечатление смешанное — отрасль перенасыщена игроками. Часто очень сложно понять, чем одно решение отличается от другого. Так, было представлено бесчисленное количество электронных кошельков с поддержкой программ лояльности. Большинство «инноваций» выглядят очень нишевыми, как, например, карточка, которая должна считать отпечаток пальца, чтобы ей можно было оплатить. Тем не менее было несколько любопытных наблюдений.
Бурно развиваются переводы на мелкие суммы в страны Азии, Африки и Карибского бассейна, особенно трансграничные пополнения телефонного счета в этих странах. Если сеть переводов или эквайринговая компания заняла свою нишу и прибыльна, ее очень сложно «выкурить», можно, как правило, только купить. Но многие компании в этом секторе, особенно в мобильных платежах, глубоко убыточны и держатся на плаву только благодаря энтузиазму инвесторов.
Но самым интересным из происходящего в этом секторе является борьба за присутствие на прикассовом прилавке в традиционных офлайн-магазинах.
Касса в смартфоне
Все началось в 2009 году, когда компания Square (гендиректор которой Джек Дорси был вынужден отказаться от доклада на конференции из-за грядущего IPO компании) выпустила первый мобильный считыватель для банковских карт. Считыватель подсоединялся к iPhone, превратив его в первый «умный» терминал для приема карт. Целевым рынком для Square были маленькие предприниматели, которые до того просто не принимали платежей по картам. Сама Square совершила довольно много ошибок, пока не вышла на прибыль. Но идея оказалась прорывной.
На конференции было с десяток производителей «умных» терминалов и кассовых аппаратов. Каждый предоставляет возможность кастомизации и расширения платформы по модели App Store, открывая поистине безграничные возможности для доступа новых сервисов в заветное место на кассе. Например, страховая компания сможет добавить свое приложение для страхования товара прямо в момент его покупки. Одна из самых интересных презентаций была сделана Осамой Бедье, основателем компании Poynt, производящей самые красивые из представленных «умных» терминалов.
Эквайринг снова превращается в интересный бизнес, так как фактически теперь является воротами к торговцу для огромного спектра новых сервисов, а не просто перевалочным пунктом для карточных операций.
На примере мобильных платежей конференция продемонстрировала готовность современных голиафов от финансового сектора адаптироваться. Вслед за новыми стартапами вроде Square в бой ринулась PayPal, появился сервис Apple Pay, за ним Samsung… И вот уже на конференции Chase (один из крупнейших банков США, обрабатывающий 34 млн транзакций ежедневно) объявил о запуске Chase Pay, подключив к своей системе практически всех лидирующих ретейлеров Америки. Так что финтех-стартапам придется попотеть, чтобы выкинуть с рынка «устаревших монстров», руководители которых постоянно вспоминали фразу Марка Твена о том, что слухи о его смерти сильно преувеличены.
Альтернатива есть
Альтернативное кредитование перестает быть таким уж альтернативным. P2P-кредитование выросло из детсадовских штанишек после IPO площадки Lending Club. Более того, P2P-кредитование теперь переименовано в market place lending (кредитование на рыночных площадках), чтобы учитывать тот факт, что основные кредиторы на таких площадках это институциональные инвесторы, а не физические лица. Технологии кредитования активно развиваются и пытаются устроить фурор в новых нишах, например в кредитовании под залог недвижимости.
Одной из наиболее популярных тем сейчас является кредитование малого и среднего бизнеса с использованием современных статистических алгоритмов, анализирующих в режиме реального времени данные с банковских счетов, счетов PayPal или Google Checkout и дающих возможность кредитовать те компании, которым традиционные банки дать кредит не готовы. Таким образом, через несколько таких компаний (OnDeck, Kabbage и даже PayPal) уже выданы миллиарды долларов кредитов, и это только начало.
Новый интернет
Но главной темой конференции, судя по накалу обсуждений и количеству упоминаний, является технология block chain. Эта технология лежит в основе биткоина, но имеет гораздо более широкое применение. Как заметил Патрик Коллисон, основатель Stripe, одного из самых горячих стартапов в области платежных технологий, первоначальная статья Сатоши Накамото про биткоин — это первый в истории политический манифест, объединенный с глубоко проработанным техническим документом.
Если оставить в стороне политическую часть про неподконтрольные правительствам валютные операции, то останется технология block chain. Биткоин — это продукт, как, например, интернет-браузер. А block chain — технология, как интернет. В этой технологии воплощено много интересных идей — например, что главным ресурсом сейчас является вычислительная мощность, а не нефть, золото или газовая труба.
Фактически block chain — это протокол для обеспечения доверия и надежности транзакций за счет распределенного хранения информации о них, так же как tcp/ip, на котором построен интернет, — это протокол для обеспечения надежности коммуникаций за счет распределенной маршрутизации сообщений. Поскольку в основе нашей цивилизации лежат коммуникации и доверие, то технология block chain изменит мир не меньше, чем интернет.
Если сравнивать развитие технологий block chain с развитием интернета, то мы пока находимся как бы в 1995 году. Но поскольку Кремниевая долина стала умнее и мудрее, все понимают, что терять время нельзя, здесь будут заработаны десятки миллиардов долларов. Поэтому многие крупные компании, включая лидирующие банки и биржи (на соответствующей панели были представлены TD Bank, RBC, NASDAQ и другие), заняты разработкой проектов на основе block chain, а стартапы в этой области (в них, кстати, много российских ребят) получают десятки миллионов долларов венчурного финансирования.
Я считаю, что и нашим регуляторам надо не бояться биткоина, а заняться переводом всей отрасли на block chain. Я не удивлюсь, если Basel-5 или Basel-6 (документ по банковскому надзору) будет о том, что все банковские операции должны храниться не в автоматизированной банковской системе, а в доступном публике block chain, который может быть подписан регулятором.
Представьте, что все банковские операции могут быть автоматически проаудированы в любой момент и не могут быть подделаны банком. В этом мире драматически изменится роль регуляторов, аудиторов, рейтинговых агентств, а случаи, подобные кейсу Пробизнесбанка, станут невозможными.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.