Власти хотят направить пенсионные накопления граждан в инфраструктурное строительство. Минэкономразвития уже месяц проводит встречи представителей фондов и крупнейших компаний, причем не только государственных. На кону — 1,2 трлн руб.
«В последние две недели мы проводили регулярные встречи с компаниями реального сектора и негосударственными пенсионными фондами (НПФ), — рассказал РБК замминистра экономического развития Николай Подгузов. — Мы обсуждаем вопросы фондирования с компаниями «Роснефть», РЖД, ФСК, АФК «Система», «Ростелеком», «Сибур», НОВАТЭК, «Газпром нефть», «Интер РАО», Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК), Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК). Кроме того, прошла встреча с представителями регионов, для того чтобы стимулировать инвестиции средств НПФ в ЖКХ в рамках концессионных соглашений».
Когда правительство спорило о том, сохранять или ликвидировать накопительный компонент пенсионной системы, одним из основных аргументов сторонников его ликвидации было отсутствие инвестиций в реальный сектор экономики со стороны пенсионных фондов.
По данным Банка России, на конец 1 квартала 2015 года в НПФ было 1,1 трлн руб. пенсионных накоплений, еще около 0,4 трлн руб. они получили по итогам переходной кампании 2013—2014 годов. Закон позволяет НПФ вкладывать до 80% накоплений в «облигации российских хозяйственных обществ». Так что чисто теоретически компании могут одолжить у них порядка 1,2 трлн руб.
Претенденты на пенсионные деньги
Эти встречи начались еще в июне. Компании рассказывают на них о своих проектах, а фонды — на каких условиях они готовы предоставить деньги. «У некоторых компаний, например у РЖД, уже есть одобренные выпуски облигаций под инфраструктурные проекты, другим предлагали выпустить новые облигации в пользу одного или нескольких НПФ», — рассказал участник совещаний.
Пресс-служба ФСК подтвердила, что компания принимала участие во встречах, организованных Минэкономразвития. «Мы обсуждаем возможные варианты и условия инвестирования НПФ в проекты ФСК начиная с 2016 года», — сообщила пресс-служба. Согласно инвестпрограмме на 2015–2019 годы, ФСК необходимо ввести в эксплуатацию 10,9 тыс. км линий электропередачи и 42,25 тыс. мегавольтампер трансформаторной мощности. Компания планирует потратить на инвестпрограмму в 2016 году 134,9 млрд руб., а за пять лет — 563,7 млрд руб.
Представитель «Интер РАО» сообщил РБК, что «у Минэкономразвития есть идея размещать деньги НПФ в инфраструктурные облигации». По его словам, позиция компании по этому вопросу будет зависеть от условий привлечения: «Пока ничего конкретного не обсуждается». Инвестпрограмма «Интер РАО» на 2013–2017 годы требует 183,9 млрд руб.
«Главные критерии — стоимость заимствований, сроки и удобство обслуживания долга. Если со стороны НПФ будут конкурентоспособные предложения, мы открыты к сотрудничеству», — сообщила пресс-служба «Ростелекома». Источник, близкий к компании, рассказал РБК, что у «Ростелекома» «есть большие и инвестиционно емкие проекты» - например, устранение цифрового неравенства для чего предусмотренно строительство более 200 тыс. км волоконно-оптических линий связи до 13,8 тыс. населенных пунктов.
О встрече с РЖД РБК уже рассказывал. Компании нужны деньги на приобретение локомотивов, строительство восточной части БАМа и железнодорожных веток к портам северо-запада России и Азово-Черноморского бассейна. Финансировать эти проекты планируется с помощью средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) через инфраструктурные облигации. В декабре 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился выделить 100 млрд руб. из фонда, первый транш компания получила, а остальные задерживаются, рассказали РБК источники, близкие к РЖД.
О совещании, на котором присутствовал вице-президент «Роснефти» по экономике и финансам Святослав Славинский, сообщали «Ведомости». «Роснефть» предложила фондам профинансировать через инфраструктурные облигации ее проекты примерно на 500 млрд руб.
Представители НОВАТЭКа, «Сибура» и ТЭПК отказались от комментариев. «Система», «Газпром нефть» и ЦППК не ответили на запрос РБК.
Фонды просят дорого
По словам Подгузова, большинство компаний заинтересовано в фондировании на 2016 год: «Вопрос в ставках и инструментах. Каждой компании предлагаются индикативные условия инвестирования. По результатам, надеюсь, сформируются конкретные инвестиционные планы».
Один из участников совещаний говорит, что большинство компаний заинтересованы в долгосрочных инвестициях, но НПФ не предложили никаких эксклюзивных условий: «Ставки — рыночные или даже выше. То есть теоретически качественный заемщик на таких условиях может занять и на рынке, просто выпустить облигации среди широкого круга инвесторов».
В пресс-службе ФСК отметили, что «предложения интересные, учитывая заинтересованность фондов вкладывать вдолгую», однако деньги от НПФ дороже, чем те, которые компания получила от ПФ через Внешэкономбанк, то есть требования НПФ по доходности облигаций выше. Набсовет ВЭБа в апреле одобрил покупку инфраструктурных облигаций ФСК сроком на 30 лет на 40 млрд руб.
Фонды согласны инвестировать пенсионные деньги только с гарантированной доходностью выше инфляции, сказал РБК представитель крупного пенсионного фонда, который был на этих встречах.
Инвестиции в регионы
В среду, 15 июля, Подгузов провел встречу с руководителями пенсионных фондов и представителями регионов, рассказали РБК два участника совещания. На этой встрече были представители Минфина и Банка России. Участники встречи обсудили инвестиции НПФ в инфраструктурные концессии.
Концессия подразумевает, что проектные компании строят инфраструктурные объекты, затем пользуются ими определенное время, взимая плату и окупая свои инвестиции, но собственником объектов при этом является государство. Через концессии уже давно инвестируют НПФ, сотрудничающие с УК «Лидер», — «Газфонд», «Промагрофонд», «КИТ Финанс», «Наследие» и др. На прошлой неделе стало известно, что НПФ «Будущее» (бывший «Благосостояние ОПС»), «СтальФонд», «ЛУКОЙЛ-Гарант» и НПФ электроэнергетики купили инфраструктурные облигации ООО «Магистраль двух столиц» (строит дорогу Москва-Петербург), обеспеченные правами по концессионному соглашению. В общей сложности фонды направили 5,5 млрд руб. пенсионных накоплений на финансирование строительства участка платной скоростной дороги М11 «Москва — Санкт-Петербург». Ранее такие же облигации выкупил НПФ ВТБ Пенсионный фонд.
На встрече были представители Свердловской, Ростовской, Волгоградской и других областей; конкретные проекты не обсуждались, это была ознакомительная встреча, говорит участник совещания.