Автоконцерн заплатит пошлины только за кузова для своих LCV
Как стало известно "Ъ", Volkswagen придумал способ обхода антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие автомобили (LCV), введенные в России два года назад. Немцы будут собирать Transporter, Caravelle и Multivan в Калуге в режиме крупноузловой сборки, платя полную таможенную пошлину только за ввоз кузовов. Остальные комплектующие Volkswagen сможет либо ввозить по льготным пошлинам в рамках соглашения о промсборке, либо использовать локализованные в России компоненты. До этого подобную схему не применял ни один из работающих в России иностранных автопроизводителей.
О том, что сборка LCV Volkswagen в Калуге ведется в рамках промсборки, "Ъ" рассказали в Минэкономики. По данным министерства, немецкий автоконцерн изменил свое соглашение о промсборке, включив в него модели коммерческого транспорта серии Т6 (Transporter, Caravelle, Multivan), которые с начала ноября выпускаются на заводе в режиме крупноузловой сборки (SKD). По условиям заключенных в 2011 году соглашений о промсборке (дают льготы на ввоз автокомпонентов при постепенной локализации производства) SKD разрешается лишь несколько лет, конкретные сроки установлены индивидуально для каждого договора. Далее концерны обязаны перейти на режим полного цикла (CKD), подразумевающий сложные технологические процессы, например сварку и окраску. В конце лета Volkswagen и PSA Peugeot Citroen просили Минпромторг продлить действие SKD, но министерство было против (см. "Ъ" от 2 сентября).
Для Volkswagen период SKD уже истек, поэтому за ввоз кузовов для LCV концерн будет платить пошлины, подчеркивают в Минэкономики. Но прочие комплектующие для Transporter, Caravelle и Multivan будут завозиться в льготном режиме. Кроме того, Volkswagen сможет использовать при сборке локализованные в России комплектующие. Для российского автопрома это первый прецедент: никто из участников рынка с истекшим периодом SKD раньше не решался на подобную схему.
Источники среди автопроизводителей, работающих по промсборке, рассказали "Ъ", что просчитывали аналогичную бизнес-модель, но для них она оказалась невыгодной. Один из собеседников поясняет, что пошлина на кузов для легковых машин не окупается после продажи автомобиля, поэтому "такая модель работы интересна разве что для высокомаржинальных моделей". Ставка ввозной пошлины на кузова — 15% таможенной стоимости, но не менее ?2907 за штуку (около 208 тыс. руб. по текущему курсу), следует из единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Цены на модель Transporter в грузовом варианте начинаются с 1,37 млн руб., в пассажирском — от 1,8 млн руб., стоимость Caravelle стартует с 1,95 млн руб., Multivan — 2,36 млн руб.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что сегмент LCV в целом более маржинальный продукт, рентабельность у них действительно традиционно выше, чем у легковых машин. Для Volkswagen "подобный кейс может быть выгоден еще и в силу синергии выпуска разных моделей на одной площадке", рассуждает он, за счет загрузки концерн может снизить общую себестоимость. Эксперт полагает, что без субсидирования со стороны зарубежных головных компаний другие работающие в РФ автоконцерны вряд ли смогут окупать аналогичную схему.
Крупноузловая сборка в РФ может быть выгодна Volkswagen и из-за введения на пять лет с июня 2013 года антидемпинговых пошлин против импортируемых из Германии, Италии и Турции LCV с кузовом "фургон" и массой 2,8-3,5 тонны с дизельным двигателем до 3 тыс. куб. см. Для моделей Volkswagen пошлины выросли больше всего — с 10% до 39,6%, тогда как для моделей Peugeot и Citroen — до 33%, для Ford — до 21,1%. Немецкий концерн пытался оспорить эти пошлины, но безуспешно. Запустив локальную сборку LCV, "компания обходит антидемпинговые пошлины, поскольку ввозимые машинокомплекты под защитные меры не попадают", поясняют источники "Ъ" на авторынке.
Но до сих пор импортные LCV Volkswagen пользовались небольшим спросом — их продажи упали значительно сильнее рынка. По данным агентства "Автостат", сегмент LCV за январь--октябрь сократился на 32%, до 75,5 тыс. машин, тогда как продажи коммерческих автомобилей Volkswagen упали на 58%, до 2,4 тыс. штук. Спрос на продукцию конкурентов был несколько лучше — так, группа ГАЗ сократила продажи на 32,5%, до 30,9 тыс. машин, УАЗ и Mercedes и вовсе показали рост — на 14,7%, до 16,2 тыс. машин, и на 4%, до 7,5 тыс. машин, соответственно.