Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут скоординировать денежно-кредитную и бюджетную политику. В перспективе это может привести к созданию единой валюты и регулятора.
Руководители министерств экономики и национальных банков стран ЕАЭС планируют в скором времени провести совещание по выработке скоординированной денежно-кредитной и бюджетной политики, рассказал первый вице-премьер Белоруссии Василий Матюшевский по итогам заседания Совета Евразийской экономической комиссии. «Мы все видим, что в последнее время очень много внешних и внутренних шоков, поэтому вопрос координации денежно-кредитной и бюджетной политики в ЕАЭС очень важен», — цитирует Матюшевского пресс-служба правительства Белоруссии.
«На данном этапе речь может идти о создании единых критериев и механизмов бюджетной и денежно-кредитной политики — их необходимо проработать и соблюдать всем участникам. В отдаленной перспективе это может привести к переходу на единую базовую валюту и даже к созданию единого регулятора. Но пока об этом говорить рано», — объясняет главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин.
Координация денежно-кредитной и бюджетной политики — это логичный шаг, соглашается главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Создан достаточно близкий экономический союз, поэтому координировать бюджетную и денежно-кредитную политику просто необходимо. Девальвация рубля и тенге привели к достаточно большим проблемам торговых партнеров России. Например, под давлением оказалась белорусская валюта, и местные власти ничего не могут с этим сделать, так как внешние факторы оказались намного сильнее, чем возможности Центрального банка Белоруссии», — объясняет Тихомиров.
Ранее о возможности создания валютного союза говорил президент России Владимир Путин. В конце марта на встрече в Астане с лидерами Белоруссии и Казахстана Путин призвал коллег задуматься о формировании единого валютного союза, отметив, что, «работая плечом к плечу», проще защищать общий финансовый рынок. В середине марта Путин поручил Банку России и правительству при взаимодействии с центральными банками государств — членов ЕАЭС «определить дальнейшие направления интеграции в валютной и финансовой сферах» в рамках ЕАЭС «с проработкой целесообразности и возможности создания в перспективе валютного союза».
Сусин отмечает, что, если процесс координации будет продуманным и качественным, это принесет выгоду всем странам-участницам, однако ЕАЭС нужно учесть ошибки интеграции в Евросоюзе. «Мы видим негативные последствия не слишком продуманного процесса интеграции в еврозоне, политика которой показала, что могут возникать ситуации, когда некоторые страны ощутили существенные потери и в конкурентоспособности и ощутили структурные проблемы. Поэтому важна тщательная проработка, в том числе с учетом негативного мирового опыта», — говорит Сусин.
Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан в Астане в мае 2014 года президентами России, Белоруссии и Казахстана. Он вступил в силу с 1 января 2015 года. В январе к союзу присоединилась Армения, в мае — Киргизия.