СМИ РФ: Казахстан обогнал Россию по нескольким параметрам - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

СМИ РФ: Казахстан обогнал Россию по нескольким параметрам - «Финансы»


Если в начале 90-х Казахстан шел следом за Россией, то на данный момент республика по некоторым параметрам обошла северных соседей. Об этом в аналитической статье написал «Коммерсант».



Казахстан строит новый мировой финансовый центр с британским правом, готовит массовую приватизацию и хочет стать логистическим хабом для Средней Азии. В соседнем государстве меньше, чем у РФ, коррупции, у него значительно выше место в рейтинге Doing Business. В 2015 году Казахстан впервые обгонит Россию по ВВП на душу населения.

После обретения независимости в 1991 году Казахстан все время догонял Россию. Но 2015-й, скорее всего, станет переломным: ВВП на душу населения в Республике Казахстан (РК) впервые выше, чем в РФ,— $11 тыс. против $8,4 тыс. (в текущих ценах). 2015 год не очень показателен из-за курсовых скачков, однако прогноз МВФ на 2016-й, уже учитывающий эффект девальвации в обеих странах, тоже в пользу наших соседей: $9,7 тыс. и $8,1 тыс. соответственно. А последующие годы, вероятно, закрепят лидерство.
Отрыв от России
Структурно экономики Казахстана и России очень похожи. Та же зависимость от сырьевого экспорта (около 80% в РФ, учитывая углеводороды, металлы и удобрения, и около 90% в Казахстане). Тот же бум начала нулевых — бурное развитие экспортных отраслей стимулировало сектора, ориентированные на внутренний спрос. Темпы роста ВВП Казахстана были одними из самых высоких среди стран СНГ (около 10% в 2000-2006 годах). Расцвели розничная торговля и строительство (его доля в ВВП выросла с 5,5% в 2000 году до пика в 9,8% в 2006-м). Помогло и решение о переносе столицы из Алматы в Астану, а также строительство нефтепроводов. Подъем в эти годы продемонстрировал и банковский сектор, который обслуживал строительство, ипотеку и потребительский бум.
Кризис в Казахстан пришел тогда на год раньше, чем в Россию. Банки активно кредитовались за рубежом, а качество активов было сомнительным (к концу 2007 года внешняя задолженность банков составила 46% ВВП против 6% в 2000-м). В России на пике бума, в третьем квартале 2008 года, этот показатель был на уровне 11,2%. Как только летом 2007-го в США начался ипотечный кризис, у казахстанских банков появились проблемы с привлечением средств с международного рынка. Классический sudden stop — внезапная остановка. А осенью 2008-го рухнули цены на нефть. В феврале 2009 года Нацбанк Казахстана объявил об отказе от прежнего валютного коридора — около 120 тенге/$ — и девальвировал тенге до уровня 150.
Параллельно пришлось разбираться с банками. Крупнейшие частично или практически полностью национализировали. По итогам реструктуризации часть банковских акций перешла в собственность суверенного фонда «Самрук-Казына». Зарубежным кредиторам предложили несколько вариантов «стрижки»: выкуп долга с дисконтом, отсрочку выплат со снижением ставок, конвертацию в акции.
В целом быстрая очистка от плохих долгов помогла. В 2009 году, когда российский ВВП обвалился на 7,8%, в Казахстане был рост, пусть и небольшой,— 1,2%.
После кризиса 2007-2009 годов экономические траектории Казахстана и России начали расходиться. В 2010-2011 годах рост ВВП РК превышал 7%, хотя в 2012-2014 годах снизился в среднем до 5,1%. Это почти втрое больше, чем в России, которая вошла в стагнацию уже в 2013 году.
Переоценка инвесторами рисков на развивающихся рынках в 2014 году и последующее падение нефти оказались для Казахстана болезненными. Первая девальвация произошла еще в феврале 2014-го — тогда атаке подверглись валюты развивающихся стран по всему миру, курс просел с 155 до 182 тенге/$. В 2015-м тенге держался до августа, когда стало ясно, что весенне-летний отскок нефтяных цен себя исчерпал и при стоимости барреля нефти ниже $50 тенге слишком дорог. В августе 2015 года нацбанк отпустил тенге, и его курс к доллару на момент подготовки статьи снизился до 280.
Выход из неопределенности
«Если бы кризиса не было, стоило бы его придумать»,— говорит министр финансов РК Бахыт Султанов.
Крах сырьевой модели — повод для реформ. По словам одного из авторов рейтинга Doing Business, экс-ректора РЭШ Симеона Дянкова, Казахстан долгое время колебался между осуществлением реформ и стабильностью: «Реформы начались только в последние три-пять лет, сейчас видны улучшения в бизнес-климате. Но эти реформы происходят после 10-15 лет, в течение которых страна размышляла, по какому пути пойти. Хотя некоторые реформы, например пенсионной системы, страна осуществила достаточно рано (в 1998-м; за основу была взята накопительная система в Чили)».
Сейчас времени на размышления нет. И направление понятно. В Doing Business 2016 Казахстан попал в топ-10 экономик, предпринявших наибольшее количество реформ за прошедший год (семь реформ в десяти сферах). Страна поднялась в рейтинге сразу на 36 позиций — с 77-й до 41-й (Россия, для сравнения, на 51-м месте).
Самый амбициозный проект РК на сегодня — создание мирового финансового центра в Астане (МФЦА).
«Проект создания МФЦ в Астане — декларация стратегического выбора страны. Мы интегрируемся в международные рынки и хотим капитализировать наше уникальное геостратегическое положение. Создание МФЦА предполагает защиту бизнеса с помощью английского права и независимого суда. Полагаем, что для инвесторов это будет весомым аргументом. В качестве модели развития мы выбираем финансовый центр Дубай, уже доказавший свою успешность. Мы понимаем, что реализация такого сложного проекта потребует много времени и сил, особенно сегодня. Но у руководства страны есть политическая воля и четкое понимание конкретных шагов, которые надо сделать»,— говорит экс-глава Нацбанка РК Кайрат Келимбетов.
По официальной информации, Кайрат Келимбетов освобожден от должности главы нацбанка «в связи с переходом на другую работу», но на какую именно, пока неизвестно. Его место занял Данияр Акишев (1976 года рождения). Акишев уже работал в нацбанке зампредом (с 2007 по 2014 год), а в последнее время был помощником президента Назарбаева.

Запуск МФЦ планируется на 2017 год. Здесь надо сказать, что Астана готовится провести ЭКСПО-2017, под это мероприятие возводится огромное количество выставочных и иных объектов. Общие инвестиции достигают $3 млрд, и оставлять все построенное бесхозным после выставки нерационально. Поэтому один из мотивов создания МФЦ — использование инфраструктуры ЭКСПО. Резиденты МФЦ сразу получат новые офисы и жилье. Визовый режим для них обещают сделать максимально либеральным.
Успешно реализуется и транспортная часть проекта.
«Мы хотим внедрить в Казахстане Open Sky Policy — максимально либерализовать полеты самолетов над территорией страны. Одна из крупнейших авиакомпаний мира — Emirates — уже заявила, что готова использовать Астану в качестве транспортного хаба. Алматы не очень удобен из-за частых туманов и гор, Астана с технической точки зрения предпочтительнее. Дело за юридической стороной»,— говорит директор департамента по развитию финансового центра и исламского финансирования Нацбанка Казахстана Ернар Нургалиев.
Впрочем, проблемы могут возникнуть даже не с правовой или физической инфраструктурой, а со спросом. Чем может Астана заинтересовать инвесторов? На этот вопрос исчерпывающего ответа нет — в конце сырьевого суперцикла привлекательность развивающихся рынков падает, причем повсеместно. Впрочем, конъюнктура изменчива, и в 2017 году она может существенно отличаться от нынешней.
Одним из решений может стать рынок исламского финансирования. Казахстан планирует на 2016 год выпуск исламских облигаций на $3 млрд, сумма пока невелика.
«Астану можно развивать именно как хаб для исламского финансирования на евразийском пространстве, но тогда главная проблема, пожалуй, в том, что традиционным инвесторам исламского мира приходится долго объяснять, где находится Казахстан и что из себя представляет. Первый выпуск исламских облигаций, например, разместили в Малайзии, но с большим трудом, ведь там пока мало знают про Казахстан, так что встанет и вопрос своего рода investor education. Другая проблема — недостаток квалифицированных кадров, специалистов по исламскому финансированию в самом Казахстане»,— отмечает глава представительства Deutsche Bank в РК Ульф Вокурка.
Следует упомянуть, что еще в 2006 году Казахстан хотел построить региональный финансовый центр (РФЦ) в Алматы, но проект провалился. Не случится ли то же с Астаной? Министр национальной экономики РК Ерболат Досаев уверяет, что ошибки будут учтены: «Мы учитываем опыт Алматы. Не зря очень остро встал вопрос, на базе какого законодательства будет развиваться МФЦА». В Астане будет создана отдельная административно-территориальная единица, по сути, государство в государстве, где будет действовать британское право, а официальный язык будет английский. Для РФЦ в Алматы был разработан просто закон РК, встроенный в национальную систему. Самое важное — не было законодательства на основе английского права и независимого суда РФЦ, который гарантировал бы права резидентов (было создано подразделение при обычном суде РК). Кроме того, в Алматы не были предоставлены существенные налоговые льготы, в Астане же резиденты МФЦ до 2066 года освобождаются от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налогов с доходов от деятельности в МФЦ.
Готовность к удару
Увы, реформы и ориентация на лучшие мировые практики цены на углеводороды и другое сырье не повысят, и зависимому от них Казахстану все равно предстоят тяжелые времена.

«Инвестиционная привлекательность развивающихся рынков падает катастрофически. Мы ожидаем низкие цены на нефть в течение ближайших пяти-десяти лет. Но мы готовы к этому. Бюджет Казахстана в 2016 году будет сформирован из расчета цены нефти $40 за баррель, при этом дефицит будет небольшим, всего 1,6% ВВП»,— говорит Ерболат Досаев.

Отметим, в России бюджет на 2016 год предполагает дефицит в 3% ВВП, имея в виду цену барреля нефти в $50.
Если в России на покрытие дефицита в основном пойдут средства из Резервного фонда, то в РК рассчитывают на массированную приватизацию. При этом объем Национального фонда в Казахстане (аналог Стабфонда) — $68 млрд, у России же в ФНБ — $73,5 млрд, в Резервном фонде — $65,7 млрд, при населении соответственно 17 млн и 146 млн человек. То есть бюджетных резервов на душу населения в Казахстане в четыре с лишним раза больше.
Планируется выставить на торги 60 крупнейших госкомпаний. Программа основана на принципах «Yellow Pages Rule» Сингапура. Суть в том, что приватизации подлежат предприятия, у которых есть хотя бы один конкурент из числа частного бизнеса (который упоминался на страницах справочной «Желтой книги»).

Ранее сообщалось, что в Казахстане самая высокая зарплата среди стран ЕАЭС — $624.


При этом известный казахстанский экономист рассказал, что главная проблема казахстанской экономики сегодня —  отсутствие спроса.


А международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что Казахстан выдержал тяжелый шок от падения цен на нефть.


Если в начале 90-х Казахстан шел следом за Россией, то на данный момент республика по некоторым параметрам обошла северных соседей. Об этом в аналитической статье написал «Коммерсант». Казахстан строит новый мировой финансовый центр с британским правом, готовит массовую приватизацию и хочет стать логистическим хабом для Средней Азии. В соседнем государстве меньше, чем у РФ, коррупции, у него значительно выше место в рейтинге Doing Business. В 2015 году Казахстан впервые обгонит Россию по ВВП на душу населения. После обретения независимости в 1991 году Казахстан все время догонял Россию. Но 2015-й, скорее всего, станет переломным: ВВП на душу населения в Республике Казахстан (РК) впервые выше, чем в РФ,— $11 тыс. против $8,4 тыс. (в текущих ценах). 2015 год не очень показателен из-за курсовых скачков, однако прогноз МВФ на 2016-й, уже учитывающий эффект девальвации в обеих странах, тоже в пользу наших соседей: $9,7 тыс. и $8,1 тыс. соответственно. А последующие годы, вероятно, закрепят лидерство. Отрыв от России Структурно экономики Казахстана и России очень похожи. Та же зависимость от сырьевого экспорта (около 80% в РФ, учитывая углеводороды, металлы и удобрения, и около 90% в Казахстане). Тот же бум начала нулевых — бурное развитие экспортных отраслей стимулировало сектора, ориентированные на внутренний спрос. Темпы роста ВВП Казахстана были одними из самых высоких среди стран СНГ (около 10% в 2000-2006 годах). Расцвели розничная торговля и строительство (его доля в ВВП выросла с 5,5% в 2000 году до пика в 9,8% в 2006-м). Помогло и решение о переносе столицы из Алматы в Астану, а также строительство нефтепроводов. Подъем в эти годы продемонстрировал и банковский сектор, который обслуживал строительство, ипотеку и потребительский бум. Кризис в Казахстан пришел тогда на год раньше, чем в Россию. Банки активно кредитовались за рубежом, а качество активов было сомнительным (к концу 2007 года внешняя задолженность банков составила 46% ВВП против 6% в 2000-м). В России на пике бума, в третьем квартале 2008 года, этот показатель был на уровне 11,2%. Как только летом 2007-го в США начался ипотечный кризис, у казахстанских банков появились проблемы с привлечением средств с международного рынка. Классический sudden stop — внезапная остановка. А осенью 2008-го рухнули цены на нефть. В феврале 2009 года Нацбанк Казахстана объявил об отказе от прежнего валютного коридора — около 120 тенге/$ — и девальвировал тенге до уровня 150. Параллельно пришлось разбираться с банками. Крупнейшие частично или практически полностью национализировали. По итогам реструктуризации часть банковских акций перешла в собственность суверенного фонда «Самрук-Казына». Зарубежным кредиторам предложили несколько вариантов «стрижки»: выкуп долга с дисконтом, отсрочку выплат со снижением ставок, конвертацию в акции. В целом быстрая очистка от плохих долгов помогла. В 2009 году, когда российский ВВП обвалился на 7,8%, в Казахстане был рост, пусть и небольшой,— 1,2%. После кризиса 2007-2009 годов экономические траектории Казахстана и России начали расходиться. В 2010-2011 годах рост ВВП РК превышал 7%, хотя в 2012-2014 годах снизился в среднем до 5,1%. Это почти втрое больше, чем в России, которая вошла в стагнацию уже в 2013 году. Переоценка инвесторами рисков на развивающихся рынках в 2014 году и последующее падение нефти оказались для Казахстана болезненными. Первая девальвация произошла еще в феврале 2014-го — тогда атаке подверглись валюты развивающихся стран по всему миру, курс просел с 155 до 182 тенге/$. В 2015-м тенге держался до августа, когда стало ясно, что весенне-летний отскок нефтяных цен себя исчерпал и при стоимости барреля нефти ниже $50 тенге слишком дорог. В августе 2015 года нацбанк отпустил тенге, и его курс к доллару на момент подготовки статьи снизился до 280. Выход из неопределенности «Если бы кризиса не было, стоило бы его придумать»,— говорит министр финансов РК Бахыт Султанов. Крах сырьевой модели — повод для реформ. По словам одного из авторов рейтинга Doing Business, экс-ректора РЭШ Симеона Дянкова, Казахстан долгое время колебался между осуществлением реформ и стабильностью: «Реформы начались только в последние три-пять лет, сейчас видны улучшения в бизнес-климате. Но эти реформы происходят после 10-15 лет, в течение которых страна размышляла, по какому пути пойти. Хотя некоторые реформы, например пенсионной системы, страна осуществила достаточно рано (в 1998-м; за основу была взята накопительная система в Чили)». Сейчас времени на размышления нет. И направление понятно. В Doing Business 2016 Казахстан попал в топ-10 экономик, предпринявших наибольшее количество реформ за прошедший год (семь реформ в десяти сферах). Страна поднялась в рейтинге сразу на 36 позиций — с 77-й до 41-й (Россия, для сравнения, на 51-м месте). Самый амбициозный проект РК на сегодня — создание мирового финансового центра в Астане (МФЦА). «Проект создания МФЦ в Астане — декларация стратегического выбора страны. Мы интегрируемся в международные рынки и хотим капитализировать наше уникальное геостратегическое положение. Создание МФЦА предполагает защиту бизнеса с помощью английского права и независимого суда. Полагаем, что для инвесторов это будет весомым аргументом. В качестве модели развития мы выбираем финансовый центр Дубай, уже доказавший свою успешность. Мы понимаем, что реализация такого сложного проекта потребует много времени и сил, особенно сегодня. Но у руководства страны есть политическая воля и четкое понимание конкретных шагов, которые надо сделать»,— говорит экс-глава Нацбанка РК Кайрат Келимбетов. По официальной информации, Кайрат Келимбетов освобожден от должности главы нацбанка «в связи с переходом на другую работу», но на какую именно, пока неизвестно. Его место занял Данияр Акишев (1976 года рождения). Акишев уже работал в нацбанке зампредом (с 2007 по 2014 год), а в последнее время был помощником президента Назарбаева. Запуск МФЦ планируется на 2017 год. Здесь надо сказать, что Астана готовится провести ЭКСПО-2017, под это мероприятие возводится огромное количество выставочных и иных объектов. Общие инвестиции достигают $3 млрд, и оставлять все построенное бесхозным после выставки нерационально. Поэтому один из мотивов создания МФЦ — использование инфраструктуры ЭКСПО. Резиденты МФЦ сразу получат новые офисы и жилье. Визовый режим для них обещают сделать максимально либеральным. Успешно реализуется и транспортная часть проекта. «Мы хотим внедрить в Казахстане Open Sky Policy — максимально либерализовать полеты самолетов над территорией страны. Одна из крупнейших авиакомпаний мира — Emirates — уже заявила, что готова использовать Астану в качестве транспортного хаба. Алматы не очень удобен из-за частых туманов и гор, Астана с технической точки зрения предпочтительнее. Дело за юридической стороной»,— говорит директор департамента по развитию финансового центра и исламского финансирования Нацбанка Казахстана Ернар Нургалиев. Впрочем, проблемы могут возникнуть даже не с правовой или физической инфраструктурой, а со спросом. Чем может Астана заинтересовать инвесторов? На этот вопрос исчерпывающего ответа нет — в конце сырьевого суперцикла привлекательность развивающихся рынков падает, причем повсеместно. Впрочем, конъюнктура изменчива, и в 2017 году она может существенно отличаться от нынешней. Одним из решений может стать рынок исламского финансирования. Казахстан планирует на 2016 год выпуск исламских облигаций на $3 млрд, сумма пока невелика. «Астану можно развивать именно как хаб для исламского финансирования на евразийском пространстве, но тогда главная проблема, пожалуй, в том, что традиционным инвесторам исламского мира приходится долго объяснять, где находится Казахстан и что из себя представляет. Первый выпуск исламских облигаций, например, разместили в Малайзии, но с большим трудом, ведь там пока мало знают про Казахстан, так что встанет и вопрос своего рода investor education. Другая проблема — недостаток квалифицированных кадров, специалистов по исламскому финансированию в самом Казахстане»,— отмечает глава представительства Deutsche Bank в РК Ульф Вокурка. Следует упомянуть, что еще в 2006 году Казахстан хотел построить региональный финансовый центр (РФЦ) в Алматы, но проект провалился. Не случится ли то же с Астаной? Министр национальной экономики РК Ерболат Досаев уверяет, что ошибки будут учтены: «Мы учитываем опыт Алматы. Не зря очень остро встал вопрос, на базе какого законодательства будет развиваться МФЦА». В Астане будет создана отдельная административно-территориальная единица, по сути, государство в государстве, где будет действовать британское право, а официальный язык будет английский. Для РФЦ в Алматы был разработан просто закон РК, встроенный в национальную систему. Самое важное — не было законодательства на основе английского права и независимого суда РФЦ, который гарантировал бы права резидентов (было создано подразделение при обычном суде РК). Кроме того, в Алматы не были предоставлены существенные налоговые льготы, в Астане же резиденты МФЦ до 2066 года освобождаются от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налогов с доходов от деятельности в МФЦ. Готовность к удару Увы, реформы и ориентация на лучшие мировые практики цены на углеводороды и другое сырье не повысят, и зависимому от них Казахстану все равно предстоят тяжелые времена. «Инвестиционная привлекательность развивающихся рынков падает катастрофически. Мы ожидаем низкие цены на нефть в течение ближайших пяти-десяти лет. Но мы готовы к этому. Бюджет Казахстана в 2016 году будет сформирован из расчета цены нефти $40 за баррель, при этом дефицит будет небольшим, всего 1,6% ВВП»,— говорит Ерболат Досаев. Отметим, в России бюджет на 2016 год предполагает дефицит в 3% ВВП, имея в виду цену барреля нефти в $50. Если в России на покрытие дефицита в основном пойдут средства из Резервного фонда, то в РК рассчитывают на массированную приватизацию. При этом объем Национального фонда в Казахстане (аналог Стабфонда) — $68 млрд, у России же в ФНБ
0
Другие новости

Это может то, что вы искали