Не нужен нам бизнес турецкий - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

Не нужен нам бизнес турецкий - «Финансы»



Россия дает экономический ответ на военный индицент
Турецкий бизнес на российском рынке
Досье
Последствия для импорта-экспорта
Конъюнктура
Россия и Турция наторговали на $30 млрд
Статистика

Москва решила отреагировать на сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик экономическими санкциями. Как и предполагал "Ъ", со вчерашнего дня под тотальный контроль поставлен весь импорт турецкого продовольствия. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству срочно разработать комплекс ограничительных мер в отношении турецких компаний, которые ведут бизнес в России. Больше всего из них могут пострадать застройщики, производители автокомпонентов и ритейлеры. Возможно, могут быть пересмотрены и планы по строительству газопровода "Турецкий поток", и атомной электростанции "Аккую".


Обмен товаром


О возможном пересмотре крупных инвестконтрактов с турецкими копаниями заявил вчера Дмитрий Медведев. В Белом доме "Ъ" пояснили, что сводить предложения министерств будет аппарат правительства, а работу по второму блоку ограничений поручено курировать первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Уже в понедельник конкретные предложения, возможно, будут обсуждаться на совещании у премьера.

Реакцию российских властей в отношении Турции можно разделять на две группы. Первая — это контрсанкции, которые Москва уже применяет, в частности, к ЕС и ряду стран, поддерживающих западные санкции против России. Этот механизм включает ограничения на поставки продовольствия. Новшеством же для России является вторая группа мер — де-факто это санкции, аналогичные введенным по отношению к России со стороны ЕС и США, то есть запрет на финансовые и внешнеторговые операции турецких компаний и сворачивание инвестконтрактов. Механизм установления ограничений зафиксирован в принятом в 2006 году законе "О специальных экономических мерах". "Закон позволяет установить запрет на осуществление связей с турецкими компаниями, но запрет ведения экономической деятельности российским организациям, которыми владеют турецкие компании и граждане, маловероятен, так как эти компании созданы по российскому праву и находятся в российской юрисдикции",— указывает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. "Кого захотят власти ограничить, тот и попадет под запрет. Например, могут объявить, что для целей закона под иностранными компаниями понимаются и их дочерние структуры в России",— говорит на условиях анонимности еще один юрист.

Свобода передвижения


Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев не исключает, что могут быть пересмотрены планы по строительству газопровода "Турецкий поток". Сразу после инцидента с российским бомбардировщиком высокопоставленные источники "Ъ" уже говорили, что большинство совместных бизнес-проектов будут остановлены или заморожены: тогда кроме "Турецкого потока" речь шла и о строительстве АЭС "Аккую" (по данным "Ъ", по этому проекту структуры "Росатома" пока не получали каких-либо указаний).

Вчера господин Улюкаев не исключил, что возможны ограничения на авиасообщения с Турцией и даже закрытие российских портов для турецких перевозчиков. В этом случае Россия может лишиться крупнейшего иностранного перевозчика — Turkish Airlines выполняют еженедельно 88 рейсов из Турции в десять городов России. В пресс-службе Turkish Airlines "Ъ" сообщили, что компания подчиняется всем международным и внутренним требованиям, решениям и процедурам властей. Пока перевозчик продолжает работать в России.

Крупным игроком на российском рынке морских и речных перевозок является турецкая компания Palmali. В российском офисе "Ъ" пояснили, что ООО "Палмали" зарегистрировано в Ростовской области, учредителем является европейская компания (согласно ЕГРЮЛ, учредитель — Palmali Holding Co. Ltd, зарегистрированная на Мальте), судов, ходящих под турецким флагом, у компании нет.

Кто пострадает


По данным руководителя автомобильной практики в СНГ E&Y Андрея Томышева, в России автокомпоненты поставляют 15 турецких компаний. В турецкой Martur (выпускает в Ульяновске автомобильные кресла) сообщили "Ъ", что сейчас компания планирует увеличение производства, "строго исполняет российское законодательство" и "после выхода постановления (об ограничениях.— "Ъ") будет его выполнять". При этом источники "Ъ" среди производителей рассказали, что Минпромторг запросил их о номенклатуре турецких контрагентов и возможности их замещения или локализации. Собеседники "Ъ" на заводах отметили, что необходимость немедленного замещения автокомпонентов неизбежно ведет к остановке производства как минимум на несколько месяцев. Кроме того, для российских автопроизводителей есть риск лишиться не только локализованных турецких поставщиков, но и импортных запчастей из Турции, объем которых довольно существенный. По данным Турецкой ассоциации экспортеров автопрома, в 2014 году экспорт транспортных средств и автокомпонентов составил $0,8 млрд, из них на компоненты пришлось $0,44 млрд. Так, собеседники "Ъ" на рынке отмечают, что с проблемами могут столкнуться практически все автозаводы, включая АвтоВАЗ, Renault и КамАЗ.

На российском рынке производства продовольствия нет крупных турецких компаний, рассказали опрошенные "Ъ" представители отраслевых компаний. Хотя Турция является крупнейшим поставщиков в Россию томатов и цитрусовых. За десять месяцев этого года Турция ввезла в Россию продовольствия на $1 млрд. Но поставки продовольствия из этой страны в ближайшее время, как и предполагал "Ъ" вчера, будут ограничены.

Если запрет на работу турецких компаний вступит в силу, то c российского fashion-рынка может уйти сразу несколько крупных международных брендов. Так, американские сети Gap и Banana Republic в России развивает турецкий Fiba Holding, он же управляет сетью Marks & Spencer. В Fiba от комментариев отказались. В России также работают Eroglu (бренд Colin's и 95 магазинов Mexx), lC Waikiki (11 одноименных магазинов), сеть Koton, бренды ADL (Adilisik). В середине ноября на российский рынок вышел еще один турецкий ритейлер — DeFacto, открыв первые три магазина. Производитель бытовой техники Beko (входит в Koc Holding) и производитель текстиля "Тач текстиль", принадлежащий турецкой Arzum, от комментариев отказались. В России присутствует также турецкий производитель Sisecam (его локальной "дочке" "Русджам" принадлежит пять стекольных заводов, выпускающих бутылки для напитков). В Carlsberg сообщили, что в российских закупках стеклотары доля продукции "Русджам" всего 5-10%.

По данным Nielsen, на российском рынке пива турецкая Anadolu Efes (бренды Efes, "Старый мельник") по итогам девяти месяцев 2015 года с долей рынка 13,3% занимала второе место после Carlsberg ("Балтика", Holsten). Представитель Efes Rus Павел Филиппов сообщил, что компания рассчитывает на взвешенную позицию российских властей.

В России работают как минимум пять банков, в числе акционеров или бенефициаров которых значатся турецкие структуры или граждане Турции. Крупнейший из них — Кредит Европа банк. По информации на сайте банка, конечным бенефициаром (99,9% акций) является Хюсню Мустафа Озйегин. Объем привлеченных банком от граждан средств составляет 11,3 млрд руб. В Кредит Европа банке так же, как и в остальных четырех банках с турецким капиталом, от комментариев относительно текущей ситуации отказались. "Скорее всего, ограничение деятельности банков с турецким участием в России будет применяться только как крайняя мера и в том случае, если первый шаг в виде давления на Denizbank (турецкая "дочка" Сбербанка.— "Ъ") будет сделан со стороны Турции,— указывает начальник аналитического отдела ИФК "Солид" Олег Шагов.— Если ограничить свою деятельность в Турции придется Denizbank, это отрицательно скажется как на турецкой финансовой системе (банк входит в топ-10 турецких банков.— "Ъ"), так и на Сбербанке". На Denizbank приходится примерно 10% активов группы Сбербанка.

Больше всего ограничения могут коснуться рынка строительства. По данным нескольких источников "Ъ" в отрасли, на долю турецких компаний приходится около трети всех строительных работ в России. По данным турецкого издания Т24, общий оборот 2 тыс. застройщиков этой страны за границей превышает $60 млрд, из которых на российский рынок приходится почти 10%. Крупнейшим застройщиком в России среди турецких компаний является Enka. Основатель холдинга Шарык Тара занимает седьмое место в рейтинге Forbes "Короли российской недвижимости 2015" с доходом $412 млн. Представитель этой компании заявил, что в России холдинг работает через местную "дочку". Rennaissance Construction, которую на рынке считают турецкой, создана в России. По словам ее гендиректора Андрея Власенко, в своей работе она использует инженеров и рабочих из Турции. "Пока мы работаем по-прежнему, но понимаем, что ситуация может измениться в любой момент",— отмечает он. Представитель офиса турецкой группы Odak в Казани надеется, что до крайних мер не дойдет: "Это политика, а последствия возникнут, прежде всего, для обычных людей". В "Пронто Медиа Холдинге" (через голландский TME принадлежит турецкому Dogan Yayin) надеются, что обострение отношений между Россией и Турцией не скажется на их работе. В России холдинг развивает сайты irr.ru под брендом "Из рук в руки" и job.ru.

Отделы потребительского рынка, экономполитики, бизнеса, финансов, арбитражная группа


Всего документов:
1
2
3
4

Россия дает экономический ответ на военный индицент Турецкий бизнес на российском рынке Досье Последствия для импорта-экспорта Конъюнктура Россия и Турция наторговали на $30 млрд Статистика Москва решила отреагировать на сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик экономическими санкциями. Как и предполагал
0
Другие новости

Это может то, что вы искали