Но финансовые власти могут не уложиться в срок
Участники пенсионного рынка опасаются, что система гарантирования пенсионных резервов, которая должна повысить привлекательность добровольного пенсионного обеспечения (ДПО), не сможет заработать вовремя. Даже с учетом того, что ее внедрение намечено на 1 января 2019 года. Банк России пока не говорит о сроках, отмечая, что сначала требуется обкатать систему гарантирования обязательного пенсионного обеспечения. В НПФ считают, что лишь на стандартизацию существующих договоров ДПО потребуется больше трех лет.
В связи с замораживанием пенсионных накоплений в будущем году и неясной перспективой в этом вопросе на 2017 год, а также окончанием выбора вида пенсионного обеспечения НПФ делают ставку на развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Однако в этом вопросе участники рынка ждут поддержки от государства в части создания системы гарантирования пенсионных резервов по аналогии с системой гарантирования пенсионных накоплений, которая заработала в этом году. Без защиты застрахованных лиц, уверены участники рынка, будет трудно убедить людей делать добровольные взносы, в том числе и по корпоративным программам. При этом НПФ рассчитывают на продвижение законопроекта о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении. В нем предполагается, что компании будут платить взносы за сотрудников, имеющих право на дополнительные выплаты, не в Пенсионный фонд РФ, а в НПФ. Предполагается и возможность внесения дополнительных взносов сотрудниками при условии софинансирования со стороны государства. НПФ ожидают, что прирост пенсионных резервов может составить до 200 млрд руб. ежегодно.
"У нас есть поручение — ввести страхование добровольного пенсионного обеспечения в 2019 году",— заявил в кулуарах конференции "Розничный инвестор" замминистра финансов Алексей Моисеев. По его мнению, раньше этого времени увеличивать нагрузку на Агентство по страхованию вкладов не стоит. "Речь идет о поручении 2013 года первого вице-премьера Игоря Шувалова — распространить систему гарантирования пенсионных накоплений на пенсионные резервы",— пояснили "Ъ" в пресс-службе Минфина, подтвердив срок введения системы с 1 января 2019 года.
Однако в ЦБ не уверены даже в таких сроках. Вчера первый зампред Банка России Сергей Швецов, отвечая на вопрос "Ъ", сказал, что такого поручения регулятору не давалось и даже о примерных сроках внедрения гарантирования пенсионных резервов говорить рано. Он пояснил, что на данный момент НПО представляет собой очень сложную систему, состоящую из разных активов, схем. "Кроме того, по обязательствам отвечает работодатель, которого ЦБ не может регулировать",— подчеркнул Сергей Швецов. При этом к 1 января 2019 года должно завершиться лишь акционирование НПФ, напоминают в ЦБ.
Множество нюансов на пути становления системы гарантирования пенсионных резервов отмечают в своих материалах и специалисты ОЭСР, которые подготовили для ЦБ рекомендации по надзору за НПФ. В частности, по их данным, за 90% людей, участвующих в НПО, платят работодатели в рамках корпоративных программ. Поэтому необходимо провести стандартизацию договоров, которая обеспечила бы регулярность выплат и защиту вкладов в случае банкротства спонсора пенсионного плана.
Как считает представитель крупного НПФ, этот процесс может сильно растянуться во времени, поскольку до сих пор открыт вопрос, на какие конкретно договоры будут распространяться стандарты. Участники рынка надеются, что стандарты будут распространяться только на вновь заключенные договоры. Регулирующие органы готовы распространить их на все договоры, в том числе старые. Однако представители НПФ уверяют, что это нереалистично, так как речь идет о перезаключении около 6 млн договоров. По оценке исполнительного директора НПФ "Благосостояние" Юрия Новожилова, именно стандартизация договоров НПФ, которые на данный момент у каждого фонда заключаются по собственным правилам, скорее всего, произойдет к сроку, обнародованному замминистра финансов.