Вкладчики НСТ-банка оказались вне базы
Вкладчики НСТ-банка столкнулись с проблемой при получении компенсаций после отзыва лицензии у банка — многие из них не попали в реестр Агентства по страхованию вкладов (АСВ). В АСВ проблему объясняют нарушениями, которые допустили при приеме вкладов сотрудники банка, не отражая их в автоматизированной банковской системе. Таким образом, объявленная ЦБ полтора года назад война мошенническим действиям с вкладами пока победой не увенчалась.
Проблемы с получением выплат от АСВ вкладчики НСТ-банка (лицензия отозвана 16 ноября) обсуждают на специализированных форумах. "Сегодня получил страховку на Ломоносовском. Руководитель офиса собрала у всех пришедших вкладчиков паспорта (более 40 человек) на проверку наличия в реестре. В результате в реестре оказалось только четыре человека,— пишет один из вкладчиков.— По рекомендации руководителя офиса те вкладчики, у кого с собой оказались договоры вклада и приходники, стали оформлять заявления в АСВ".
Не нашли себя в реестре те вкладчики, которые размещали депозиты в октябре-ноябре текущего года. Как сообщили в ЦБ с 3 по 16 ноября в отношении банка были введены меры воздействия в виде ограничения на привлечение денежных средств физических лиц, а с 10 ноября — запрета. В сообщении об отзыве лицензии у банка регулятор указывал, "что кредитная организация была ориентирована на агрессивное привлечение денежных средств населения". Действительно, банк до последнего момента продолжал активно привлекать вклады населения: размещая годовой депозит в ноябре, физлица в этот же день получали от 3,5% до 5% от суммы вклада перечислением на карту банка, при этом ставка по вкладу составляла 11% годовых.
Небольшой оренбургский НСТ-банк входил в шестую сотню банков по активам. Объем средств физлиц по состоянию на 1 ноября составлял 1,3 млрд руб. Собственники банка — 12 физлиц, крупнейший акционер — Александр Остеров (19,45%).
Вкладчики НСТ-банка — не первые оказавшиеся в подобной ситуации. Проблемы с получением страховки возникали неоднократно по двум основным причинам: привлечение неучтенных вкладов или ведение двойной бухгалтерии. В том или ином виде от подобных схем пострадали вкладчики Мастербанка, Мособлбанка, "Огни Москвы", БПФ. Последними с такой проблемой столкнулись клиенты Волгакредитбанка и Ипотекбанка.
В подобной ситуации главный аргумент вкладчика — документы, указывают эксперты. "Вкладчикам необходимо представить в АСВ документы: договоры вклада, приходные ордеры,— говорит зампред правления Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин.— Если все это есть, то деньги вкладчики не теряют, но определенные издержки — прежде всего время, потраченное на включение в реестр,— будут".
Какая именно схема применялась в НСТ-банке, детально пояснить в АСВ не смогли. "В ходе работы по формированию реестра обязательств банка перед вкладчиками было выявлено, что вследствие недобросовестных действий работников банка вклады привлекались с нарушениями, а также некорректно отражались в автоматизированной банковской системе,— сообщили там.— В настоящее время АСВ разбирается в ситуации и принимает все необходимые меры для ее скорейшего разрешения". Представленные вкладчиками документы рассматриваются в установленном порядке, после чего подтвержденные данные об обязательствах банка включаются в реестр выплат, уточнили в АСВ.
Какая бы именно схема ни применялась сотрудниками НСТ-банка, тот факт, что данная проблема вскрылась вновь, говорит о том, что пока ЦБ, объявивший войну мошенничеству с вкладами полтора года назад, победу не одержал. На Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге 1 июля 2014 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что для борьбы со "скрытыми вкладами" ЦБ намерен вводить "методы экспресс-оценки банков". Зампред ЦБ Михаил Сухов уточнял, что для выявления внебалансовых вкладов ЦБ будет проводить в банках проверки и запрашивать реестры вкладчиков. По мнению партнера BDO в России Дениса Тарадова, полностью исключить возможность нарушений при приеме вкладов невозможно. "Подобные нарушения могут быть выявлены или после отзыва лицензии, или периодическими проверками по принципу тайного покупателя,— считает он.— Действенной мерой также могло бы стать создание единой информационной системы для вкладчиков на основе данных, представляемых АСВ банками. Введя свои данные в нее, клиент мог бы проверить, есть ли его депозит в реестре или нет".