В апреле банк в системе безналичных расчетов по картам выставлял курс покупки валют ниже, чем курс продажи. В итоге некоторые клиенты смогли заработать на конвертации до $50 тыс.
Трудности перевода
Тинькофф Банк требует с клиентов деньги, полученные в результате технической ошибки с курсами валют. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на клиентов банка, в апреле Тинькофф Банк в системе безналичных расчетов по картам выставлял курс покупки валют ниже, чем курс продажи. В результате некоторые клиенты смогли заработать на конвертации от $10 тыс. до $50 тыс.
Спустя неделю Тинькофф Банк заметил проблему, пересчитал все обменные операции по правильному курсу и выставил владельцам карт счета, рассказал изданию один из клиентов банка, который спустя какое-то время после операции по обмену валюты заметил убытки на своем счете.
В Тинькофф Банке утверждают, что речь не идет о техническом сбое. По словам директора по коммуникациям банка Дарьи Ермолиной, пересчет обменных операций коснулся нескольких клиентов банка, которые переводили деньги на валютные счета в «Тинькофф» с рублевых карт других банков. «В данном случае операции по зачислению средств в рублях проводились по валютным картам с использованием сторонних сервисов, поэтому возникла курсовая разница между курсом на день совершения операции авторизации и курсом на день финансовых расчетов, — говорит Ермолина. — Операция аналогична операциям покупки в иностранной валюте по рублевым картам или оплате покупок рублевой картой в других странах».
В этом случае кросс-валютная операция происходит не мгновенно, а занимает несколько дней. Банк-эквайер отправляет в международную платежную систему информацию об операциях. После этого международная платежная система выставляет счет банку-эмитенту. За время этих операций курс валюты может измениться, и значения итоговых сумм операций могут отличаться от первоначальной суммы операции, заблокированной на карте.
В Тинькофф Банке считают, что если деньги проводятся через сторонние сервисы (например, интернет-банк другого банка), ответственность за уведомление о возможном изменении курса во время конвертации лежит на этих сервисах.
«Предупреждали ли эти сервисы клиентов о том, что курс на день клиринга может отличаться от курса на день авторизации, нам неизвестно», говорит Ермолина.
Судиться бесполезно
Проблему с отличием курса конвертации от заявленного в интернет-банках российские кредитные организации решают по-разному. Обычно банки предупреждают об этом, но, например, в интернет-банке Райффайзенбанка такого предупреждения нет.
Если пострадавшие клиенты обратятся в суд, шансы на взыскание денег обратно невелики, считают юристы.
«В случае межбанковских переводов процессинг идет через платежные системы, а не внутри интернет-банка. В этом случае курс устанавливается платежной системой. Эти условия должны быть прописаны в правилах банка. Если они прописаны, то у клиента не должно быть претензий», — считает заместитель председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Сергей Королев.
Если информация о том, что курс обмена валюты может отличаться, прописана в тарифах банка, то считается, что клиент извещен, добавляет юрист общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Алексей Драч.
«Банк не обязан расписывать, каким будет курс в каждом конкретном случае. Страховые компании и банки пишут толстые договоры, их обязательно нужно изучить, прежде чем совершать с ними операции», — советует Драч.
Это не первый случай, когда клиентам Тинькофф Банка удалось заработать на его ошибке. В 2013 году житель Воронежа Дмитрий Агарков добавил в договор с банком фразу, что ему предоставлен беспроцентный кредит. Банк подписал документ, однако в итоге обе стороны отказались от взаимных претензий.
В конце декабря в похожей ситуации оказался Сбербанк. Житель Перми Алексей Иванцов купил датскую крону дешевле реального курса, однако в банке позже заявили, что произошел технический сбой и проведенные операции отменены. Иванцов обратился в суд. Судебное разбирательство продолжается до сих пор.