Датский инвестиционный онлайн-банк Saxo Bank каждый год публикует «шокирующие прогнозы». В условиях шторма на мировых рынках то, что раньше казалось экстраординарным событием, сейчас воспринимается как норма. Для России предсказания выглядят даже оптимистично.
«Это полная противоположность консенсус-прогноза», — говорит главный экономист Saxo Bank Стин Якобсон. Поэтому воспринимать их нужно как список рисков, на устойчивость к которым надо проверить свой портфель. «Это работает по принципу страхования: вы страхуете свой дом от грабежа, цунами, пожара, но это не значит, что все это произойдет завтра с вероятностью 90%», — объясняет Якобсон. Экономист признается, что скорее всего взял бы на вооружение идею укрепления рубля и купил бы российскую валюту, пока она находится на очень низком уровне.
Глобальная засуха
Из-за феномена Эль Ниньо (потепление поверхностных вод Тихого океана) дефицит влаги будут переживать Австралия и Юго-Восточная Азия. Урожая станет меньше, и цена на продовольствие вырастет. Индекс Bloomberg Agriculture Spot подскочит на 40%. По мнению Якобсона, это самый вероятный сценарий.
Нефть по $100
В итоге на пике нефть может подскочить до $100 за баррель, а потом закрепиться на уровне $50–70 за баррель.
Укрепление рубля на 20%
Дорогая нефть поддержит российскую валюту. Россия, вероятно, объединится с Западом для борьбы с терроризмом. Если сотрудничество сложится, это станет поводом к снятию санкций. Тогда в Россию вновь хлынет поток иностранных инвесторов. В день отмены санкций рубль может вырасти сразу на 25%, предсказывает Якобсон, а к концу 2016 года российская валюта укрепится на 20% по отношению к бивалютной корзине.
Рост серебра на 33%
Серебро в 2016 году вырвется вперед. Дело в том, что серебро часто добывают вместе с цинком и медью. Они подешевели настолько, что объем их добычи приходится сокращать. В 2016 году этот процесс, начатый крупными производителями, продолжится. Уменьшится и количество серебра, а стоить оно будет дороже.
Падение и взлет доллара
На выборах президента США провалится республиканец Дональд Трамп, а его партия проиграет выборы в конгресс. Правительство и президентское кресло достанутся демократам. После выборов доллар упадет: демократическое правительство захочет увеличить «социальные» траты. Но к концу 2016 года американскую валюту ждет рост: правительство сможет доказать, что способно протолкнуть новые фискальные стимулы для поддержки доллара.
Укрепление евро
Весь 2015 год евро стремительно падал. Сейчас он находится на уровне 1,09 по отношению к доллару, и, кажется, вот-вот дойдет до паритета. Но в 2016 году ситуация изменится. В Европе — профицит текущего счета. Это значит, что настало время для снижения доллара.К концу года евро будет стоить $1,23.
Бразильская Олимпиада спасет развивающиеся рынки
Бразилия — классический пример развивающегося рынка: валютный кризис, низкий уровень доверия потребителей, рост безработицы. Но в 2016 инвестиции в Олимпиаду и умеренные реформы могут реанимировать экономику. Вслед за ней начнут расти остальные развивающиеся рынки. В итоге индекс MSCI EM в 2016 году вырастет на 25%.
Новый пузырь доткомов
В первый половине 2015 года инвесторы вкладывали средства в интернет-компании с оценочной стоимостью более $1 млн. В 2016 году эти компании будут стараться набрать как можно больше пользователей, а не думать о монетизации и выходе на биржу. Инвесторы начнут нервничать, поток финансирования иссякнет. В результате может повториться крах пузыря доткомов.
Апокалипсис на рынке корпоративных облигаций
В 2016 году ФРС неоднократно повысит ключевую ставку. Это приведет к росту доходности и распродажам облигаций. Но потом торговля облигациями практически исчезнет из балансов банков и брокеров. Окажется, что элемента, жизненно необходимого для функционирования рынка, больше просто не существует. Рынок облигаций просто рухнет, а торговая активность полностью исчезнет на некоторых крупных рынках, обездвижив их на много недель в конце 2016 года.
Конец эпохи роскоши
По оценкам Международной организации труда, 123 млн человек в ЕС рискуют оказаться за чертой бедности, а это четверть всего населения Европы. В 2008 году это число не превышало 116 млн. В Китае, на который приходится 48% мирового потребления, идет экономический спад и борьба с коррупцией. Поэтому свободно покупать предметы роскоши, как раньше, там многие не смогут. Все это приведет к падению спроса на люксовые товары. Этот прогноз кажется Якобсону самым умозрительным: он не верит, что мировое сообщество готово за считаные дни отказаться от дорогих игрушек.