Парламентские выборы похоронили двухпартийную систему страны
По итогам воскресных парламентских выборов в Испании сложилась уникальная для страны политическая ситуация. Правящая Народная партия во главе с премьером Мариано Рахоем заняла первое место, но не сможет самостоятельно сформировать правительство. При этом вечные соперники «народников» — социалисты — в конгрессе депутатов всего на 1,36% опередили политическую силу нового поколения Podemos («Мы можем») во главе с харизматичным лидером Пабло Иглесиасом. Именно в его руках сейчас во многом и находятся ключи от будущей правящей коалиции. «Сегодня родилась новая Испания»,— прокомментировал итоги голосования господин Иглесиас.
Как и ожидалось, воскресные выборы в Испании показали: двухпартийная система страны окончательно осталась в прошлом. В ноябре 2011 года Народная партия завоевала 186 мест в парламенте, что позволило ей в одиночку сформировать правительство. Формирование кабинета министров никогда не было проблемой и до этого. Сейчас же, хотя подсчет голосов завершен, исход гонки по-настоящему станет ясен позднее — после проведения переговоров о коалиции.
Члены нижней палаты парламента — конгресса депутатов — избираются всенародным голосованием по пропорциональной системе в округах, которые соответствуют испанским провинциям. В этот раз Народная партия завоевала 123 кресла (28,72% голосов), а Рабочая социалистическая партия Испании — 90 (22,01%). Таким образом, с момента прошлых выборов, состоявшихся четыре года назад, две ведущие политические силы Испании потеряли на двоих 5,4 млн голосов.
При этом крайне успешно выступила третья сила, появившаяся совсем недавно,— левая партия Podemos во главе с Пабло Иглесиасом. Партия, возникшая на волне недовольства испанцев экономической политикой правительства и усталостью от традиционных политиков, набрала 20,66% голосов, что позволит ей занять 69 кресел. Еще одна относительно новая партия — центристская Ciudadanos («Граждане») выступила немного хуже, чем ожидалось накануне, она получила 40 кресел (13,93% голосов). Однако в самой партии и такой результат считают однозначным успехом.
Сенат Испании состоит из 266 членов, из которых всеобщим голосованием выбираются 208, остальные 58 назначаются региональными законодательными органами. Из 208 кресел 124 займут «народники», 47 — социалисты, 16 — Podemos. Остальные места распределятся между более мелкими партиями.
Сложившаяся ситуация уникальна. Ничего подобного в Испании не было с 1977 года, когда в стране прошли первые выборы после смерти Франсиско Франко. Ранее опрошенные «Новости Банков» эксперты говорили, что «политическая культура переговоров и поиска согласия достаточно нехарактерна для современной Испании». Вместе с тем политикам волей-неволей придется искать компромисс и делать попытки формирования коалиции. Какой она будет, пока не ясно.
Премьер Мариано Рахой после выборов пообещал попытаться сформировать правительство. Правда, стопроцентную уверенность в том, что это ему удастся сделать, он не выражал. У Народной партии мало места для маневра. Теоретически партнером по коалиции могла бы стать партия «Граждане». Однако еще до выборов ее лидер Альберто Ривера отверг такую возможность, пояснив: «Мы зашли так далеко не для того, чтобы все осталось по-прежнему».
Еще один вариант — это «большая коалиция» двух заклятых соперников — «народников» и социалистов. На двоих это даст им 213 кресел в конгрессе депутатов (при абсолютном большинстве в 176 кресел). Но выживет ли такая коалиция в испанских условиях, сказать трудно. Даже первый шаг — согласование кандидатуры нового премьер-министра — сделать будет крайне сложно.
В такой ситуации многое будет зависеть от позиции партии Podemos. После подведения итогов выборов ее лидер Пабло Иглесиас не скрывал своей радости. «Мы первая политическая сила в Каталонии и Стране Басков. Испания открывает новый этап своего политического развития»,— отметил он. При этом господин Иглесиас выступил с конкретным предложением, реализации которого теперь намерен добиваться: по его словам, необходимо провести реформу конституции, которая позволит гражданам страны выражать вотум недоверия правительству, если оно не выполняет свою предвыборную программу.
Напомним, партия Podemos сформировалась в начале 2014 года как политическое крыло протестного движения «Возмущенных» — своеобразного испанского аналога Occupy Wall Street. Ее нередко называют братом-близнецом греческой «Сиризы». И, как и в случае Греции, лидер партии — антиглобалист, поклонник Че Гевары, писатель, преподаватель политологии и телеведущий Пабло Иглесиас — периодически выступает с громкими, неоднозначными заявлениями. В частности, в своих интервью он не раз говорил о необходимости отказа европейских стран от «экономического диктата Германии», противостояния «большой тройке» (Международный валютный фонд, Европейская комиссия и Европейский Центробанк) в национальной и европейской политике, отмены последних либеральных трудовых и экономических реформ в Испании.
Интересна и позиция Пабло Иглесиаса по внешнеполитическим вопросам. Ранее он заявлял, что европейские лидеры проводят внешнюю политику (в частности, касательно Украины) «под диктовку НАТО». Господин Иглесиас осуждает поведение ЕС во время Евромайдана в Киеве, а также возлагает на Евросоюз ответственность за то, что Россия ввела эмбарго на европейскую сельскохозяйственную продукцию. Он считает, что со временем надо восстановить участие Москвы в замороженных форматах — G8 и Совете Россия—НАТО. «Мне не нравится Путин, и мне не нравится политическая система в России. Однако для нас, европейцев, имеет смысл поддерживать мирные отношения с Россией. Нет необходимости, как это происходит на Украине, вступать с Россией в военное противостояние»,— заявил он в октябре в интервью немецкой газете Die Zelt.
В том же интервью Пабло Иглесиас дал понять, что не исключает возможности союза с социалистами. «Мы должны сделать из них партнеров. Но для этого мы должны стать более сильными, чем они,— заявил он.— Если мы войдем в подобную коалицию как небольшая партия, то это будет означать нашу смерть. Мы будем принимать участие только в таком правительстве, которое мы сами возглавим». Таким образом, он дал понять, что намерен стать премьер-министром.
В Испании сейчас многие вспоминают ситуацию в соседней Португалии, где правоцентристы во главе с Педру Пасушем Коэлью осенью выиграли выборы, но не смогли удержаться у власти из-за соглашения между левыми силами страны. Так или иначе, но пока не ясно, согласятся ли социалисты отдать пост главы правительства Пабло Иглесиасу. Кроме того, помешать коалиции могут взгляды лидера Podemos на каталонскую проблему. Пабло Иглесиас выступает против отделения Каталонии от остальной Испании, но при этом считает, что должен состояться референдум по этому вопросу. Социалисты, как и члены Народной партии, категорически против такого голосования.
Времени на то, чтобы договориться, у испанских политиков не так уж много. Официально подсчет голосов на выборах завершится 23 декабря. А 13 января состоится первая подготовительная сессия парламента нового созыва. Формально парламент может начать работу уже в конце января. Тогда и предстоит решить, кто же станет новым премьер-министром Испании.