Объединенную зерновую компанию могут снять с интервенций
Как стало известно "Ъ", Минсельхоз обсуждает структурные преобразования Объединенной зерновой компании (ОЗК), которая от лица государства проводит зерновые интервенции. Министерство предлагает передать своим структурам функции госагента, а затем приватизировать ОЗК. Чиновники объясняют это необходимостью сохранения контроля над запасами зернового фонда. Участники рынка предупреждают, что такое решение может привести к снижению стоимости ОЗК.
В распоряжении "Ъ" оказалось направленное вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, где Минсельхоз излагает свою позицию по поводу приватизации ОЗК (50% плюс 1 акция — у Росимущества, остальной пакет — у группы "Сумма" Зиявудина Магомедова). По плану продажа госпакета ОЗК запланирована властями в 2014-2016 годах. Еще в начале текущего года Росимущество не согласовало программу приватизации госимущества, пересмотреть свою позицию чиновники могут в феврале 2016 года, отмечают в ведомстве. По утвержденной прошлым летом долгосрочной программе ОЗК на 2015-2020 годы, для реализации инвестпроектов компании потребуется дополнительно около 13 млрд руб.
Минсельхоз, как следует из его письма, "в целом не возражает против увеличения уставного капитала ОЗК за счет привлечения российского инвестора, которое позволит создать крупного национального зернового оператора". Но при проведении допэмиссии ОЗК доля государства в уставном капитале компании снизится ниже контрольного пакета, указывают чиновники.
"При этом необходимо учитывать, что запасы зерна Федерального интервенционного фонда принадлежат на праве собственности ОЗК и отражаются на балансе компании, но, по сути, находятся в залоге у Россельхозбанка, который кредитует госагента для проведения интервенций",— уточняет директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов.
Для обеспечения контроля над зерновыми запасами и их сохранности Минсельхоз предлагает до проведения допэмиссии акций ОЗК передать эти резервы и функции госагента по их формированию специализированной организации, подведомственной министерству. Другой источник "Ъ" на зерновом рынке отмечает, что помимо этого варианта правительство еще летом рассматривало возможность при приватизации ОЗК диверсифицировать функции госагента между несколькими частными компаниями. В Минсельхозе не комментируют изложенные в письме вице-премьеру предложения, в аппарате Аркадия Дворковича на запрос "Ъ" не ответили. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, утверждает, что пока Минсельхоз свои предложения временно отозвал для доработки.
По словам собеседника "Ъ", учитывая специфику бизнеса ОЗК, вывод интервенционного фонда в отдельную структуру приведет к снижению стоимости компании. В 2014 году выручка компании по РСБУ снизилась до 17 млрд руб., в том время как в 2013 году сокращение составило 24,7 млрд руб. В прошлом году чистая прибыль выросла до 278,4 млн руб. против чистого убытка 659,2 млн руб. в 2013 году. Основными активами ОЗК являются два портовых терминала, 12 элеваторов общей мощностью 1,8 млн тонн единовременного хранения зерна, 14 предприятий, мощности которых рассчитаны на переработку 1,2 млн тонн зерна в год. В отчетности ОЗК на 2014 год выручка компании от реализации зерна фонда составила 1,8 млрд руб., при этом в 2013 году тот же показатель достигал 19 млрд руб. Один из крупных международных трейдеров объясняет, что ОЗК существенно зарабатывает на функциях госагента, так как оплата ее функций каждый год зависит от объема зерна, закупленного из федеральных запасов, и сроков его хранения. Как следует из правил, регулирующих осуществление интервенций, агенту компенсируются расходы, связанные с хранением, страхованием интервенционного фонда и обслуживанием кредитов, а также выплачивается комиссия в размере до 1,4% стоимости закупленной проданной сельхозпродукции при проведении государственных товарных интервенций. Плюс до 0,1% стоимости хранимой сельхозпродукции, исчисляемой по цене закупки, ежемесячно с момента приема товара на хранение. Вместе с тем, отмечается в письме Минсельхоза, в федеральном бюджете ежегодно предусматриваются средства на оплату вознаграждения госагенту в среднем 300 млн руб. в год. Но эти суммы могут быть значительно выше, говорят два источника "Ъ", близких к компании.
Господин Сизов отмечает, что стратегически в тех функциях, которые сейчас выполняет ОЗК, заложен конфликт интересов: с одной стороны, компания осуществляет деятельность госагента, с другой — является коммерческим трейдером на внутреннем и внешнем рынках. Кроме того, компания, совладельцем которой является частный инвестор, выиграла в 2014 году трехлетний контракт на выполнение функций госагента, непонятно на каких основаниях может быть расторгнут договор, отмечает эксперт. В ОЗК отмечают, что в списке хранителей запасов зерна Федерального интервенционного фонда урожая 2015 года доля компании не превышают 5%.
В самой группе "Сумма" проявляют интерес к следующему этапу приватизации ОЗК. "У нас есть стратегическое понимание, что компанию необходимо развивать как диверсифицированный холдинг с акцентом на хранение и логистику, но также с сильным трейдинговым дивизионом. Мы уже ведем активную модернизацию ключевого актива ОЗК — Новороссийского комбината хлебопродуктов",— заявили в "Сумме".