Депутаты расширили полномочия ФСБ
Сотрудникам Федеральной службы безопасности (ФСБ) разрешат применять оружие, а также любые подручные средства в целях самообороны, а для борьбы с терроризмом они теперь смогут проводить дактилоскопию, не сообщая о ней гражданам. Такие полномочия закрепили за спецслужбой депутаты Госдумы, одобрив вчера соответствующий законопроект. Масштабы расширения прав спецслужбы удивили только коммунистов и двух справороссов.
Неполные десять минут в совокупности понадобились депутатам Госдумы, чтобы принять во втором и третьем чтении существенные поправки к закону "О Федеральной службе безопасности". Проект, подготовленный группой членов Совета федерации во главе с председателем комитета по обороне Виктором Озеровым, был внесен в Думу 3 июля, первое чтение он прошел 15 декабря. Вчера он появился неожиданно — совет Думы накануне его не включал в повестку дня, однако возражений у большинства депутатского корпуса новый пункт рабочей программы не вызвал.
В итоге в закон о ФСБ внесены шесть новых статей. Они детально регламентируют, как сотрудники должны будут применять оружие, спецсредства и физическую силу (см. "Ъ" от 6 июля). В частности, сотрудники ФСБ никого не обязаны предупреждать о том, что будут стрелять, если "промедление" с выстрелом создаст "угрозу жизни и здоровью" граждан, а также самого работника ФСБ. В "состоянии самообороны" работникам спецслужбы теперь разрешат использовать "любые подручные средства", если в их распоряжении не окажется "необходимых спецсредств или огнестрельного оружия". По части же применения спецсредств работникам ФСБ будет придано право "применять спецсредства для пресечения массовых беспорядков". Пока что это функционал полиции.
Случаи и способы "применения оружия" предлагается зафиксировать в отдельной статье закона о ФСБ.
Точно так же отдельные статьи заложены для "применения спецсредств", "применения физической силы". Но применение "любых подручных средств" не регламентируется ни статьей, ни строчкой.
Главной новацией, появившейся ко второму чтению, стало предоставление ФСБ права "получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические данные об особенностях строения папилярных узоров пальцев и ладоней рук человека". Причем этого человека можно не предупреждать о проводимой дактилоскопии, если за ним обнаружатся "признаки, указывающие на возможность его (человека.— "Ъ") склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность". Согласно законопроекту, "перечень признаков", а также порядок скрытой дактилоскопии будет "определяться" директором ФСБ.
В законе нет таких полномочий, которые прежде не имели бы сотрудники ФСБ, но все они "регулировались ведомственными инструкциями", пояснил "Ъ" зампред думского комитета по безопасности Александр Хинштейн ("Единая Россия"), ставший соавтором закона. Кроме того, по его словам, закон не наделяет ФСБ никакими новыми полномочиями, которых нет, к примеру, у сотрудников МВД. "Я за унификацию норм",— сказал господин Хинштейн. "Унификация была бы логичной, если в ФСБ был бы возможен такой же общественный контроль, который есть в МВД",— заявил "Ъ" член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин.
Не участвовали в голосовании коммунисты всей фракцией, против голосовали два депутата-справоросса.
"Мы обычно поддерживаем законопроекты, укрепляющие силовые ведомства. Но голосовать за этот не могли. Потому что, в отличие от полиции, сотрудники ФСБ вправе задерживать граждан, входить в жилые помещения и совершать иные действия, не предъявляя удостоверений, не объясняя причин, на основании которых они действуют. Если такие полномочия узаконить, то есть риск узаконить и злоупотребление ими",— заявил "Ъ" зампред думского комитета по конституционному законодательству, секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев.
"Плохо то, что в ранг закона возведено применение силы сотрудниками ФСБ не только для "пресечения массовых беспорядков", но и для "блокирования движения групп лиц" и в случае "сопротивления сотруднику ФСБ"",— заявил "Ъ" голосовавший против депутат Дмитрий Гудков, исключенный из фракции "Справедливая Россия". "Значит, теперь любых участников встречи с депутатом, организованную где-нибудь на улице, могут отдубасить "люди в штатском", применив подручные средства",— полагает он.