Предприниматель Глеб Марков намерен приучить россиян расплачиваться офлайн с помощью телефона.
Мода на платежи с помощью QR-кодов, кажется, докатилась до России. За последние полгода на отечественном рынке появилось сразу несколько стартапов, предлагающих интернет-магазинам и ресторанам принимать платежи с помощью QR-кодов. А один из крупнейших проектов — PayQR, привлекший $1,5 млн инвестиций, — тестирует даже оплату коммунальных услуг, страховки и проезда в метро. Сможет ли он провести «платежную революцию»?
Подсмотрено в США
Бум сервисов по приему платежей с помощью QR-кодов начался в США несколько лет назад. Сейчас в QR-забеге участвуют как стартапы вроде компании SCVNGR с проектом LevelUp (привлекла $40 млн инвестиций, ее технологии используются в 14 тыс. торговых точек), так и гиганты вроде PayPal, который в марте 2015 года объявил о покупке аналога LevelUp — сервиса Paydiant за $280 млн. Консорциум гигантов розничной торговли США (Walmart, Best Buy, Kmart и 7 Eleven и др.) с общим оборотом свыше $1 трлн развивает собственную систему оплаты с помощью QR-кодов — CurrentC.
Глеб Марков возглавлял платежно-дисконтную систему IntellectMoney. Видя QR-коды на улицах и в магазинах, он удивлялся: почему никто в России не использует эту технологию для платежей? В январе 2013 года Марков зарегистрировал ООО «Финансовые и информационные технологии» (ФИТ), собрал небольшую команду разработчиков, которые в течение нескольких месяцев сделали простое приложение для iOS под рабочим названием ScanoPay. Его идея была проста: для оплаты достаточно открыть приложение на смартфоне или планшете, навести камеру на QR-код и подтвердить покупку. До апреля 2014 года Марков договаривался с интернет-магазинами о тестовых подключениях. Согласившиеся партнеры показывали страницу платежа с QR-кодом 20% аудитории. Увидев, что QR-код не отпугивает клиентов, Марков стал искать инвесторов.
В мае 2014 года предприниматель закрыл сделку: два частных инвестора (их имена Марков не раскрывает) вложили в проект $1,5 млн. По данным СПАРК, ООО «ФИТ» на 100% принадлежит кипрской Payqr International Ltd. Согласно реестру компаний Кипра, она лишь на 7,14% принадлежит Маркову, 82,86% — у основателя проекта Workle Владимира Горбунова, еще 10% — у его отца Виктора. «Я участвовал в создании компании и сейчас вхожу в состав акционеров, — рассказал РБК Владимир Горбунов. — Но у компании есть инвесторы, которые пока не отражены в реестре, фактически моя доля намного меньше».
Получив инвестиции, команда взялась за разработку полной версии продукта. Около 15% привлеченных средств ФИТ потратила на выкуп технологии у не замеченного при первом анализе рынка конкурента — ООО «Кью Ар Пэй». В октябре 2014 года ФИТ стала владельцем «Кью Ар Пэй», получив доступ к разработкам компании и домену qrpay.ru. Программисты и менеджеры проекта влились в коллектив стартапа Маркова, взявшего «обратное» название — PayQR. Приложение появилось в AppStore в августе 2014 года, к декабрю сервис был доработан. Сегодня Марков набирает базу партнеров, которые хотят протестировать новый способ оплаты.
Работа на «воронку»
По словам Маркова, сейчас у стартапа более 70 партнеров. Среди них небольшие интернет-магазины (Fitnesmag.ru, Orbita-mebel.ru, tehnoman.ru, port3.ru), служба доставки пиццы (orangepizza.ru). Марков утверждает, что за счет внедрения QR-технологии магазин может повысить конверсию посетителей в покупателей на 30%. Для самого PayQR это способ заинтересовать человека, незнакомого с продуктом стартапа: при оформлении заказа он видит кнопку «купить быстрее», кликая, узнает о PayQR и часто решает скачать приложение.
«Пока мы протестировали работу PayQR, но не подключили систему к магазину, — рассказывает РБК Артур Соловьев, гендиректор интернет-магазина port3.ru. — Думаю, оплата QR-кодами действительно удобна для потребителей: нужно лишь один раз понять, в чем суть системы, скачать приложение, ввести данные карты — и расплачивайся на многих сайтах». По словам Соловьева, важное преимущество QR-платежа перед традиционными способами онлайн-оплаты — отсутствие необходимости каждый раз вводить данные карты. «Мы надеемся, что для нас увеличение конверсии на 30% окажется вполне достижимым результатом и что в какой-то момент около 35% всех наших покупателей перейдут на оплату через PayQR», — рассуждает Соловьев.
Марков надеется внедрить платежи не только в онлайн-торговлю, но и в офлайн-бизнес, чтобы с их помощью можно было оплачивать счета в кафе и ресторанах, за коммунальные услуги и даже за транспорт.
«Мы оцениваем возможность применения технологии PayQR для оплаты страховых продуктов, — сообщил РБК Дмитрий Литовченко, директор по электронной коммерции «ВТБ Страхование». — Первым этапом мы планируем сделать оплату наших онлайн-продуктов на сайте компании, протестировать взаимодействие наших систем, прохождение платежей. В дальнейшем мы готовы рассмотреть применение PayQR при продаже коробочных страховых продуктов в офлайне».
Эксперимент с PayQR в марте начался в «Пекарне Мишеля» (в Ginza Project это подтвердили). Марков утверждает, что при оплате с помощью QR-кода и клиент, и официант экономят время: первому не нужно ждать, когда его рассчитают, а второму — подходить к столику несколько раз. Такие платежи еще и безопаснее, поскольку не требуют передачи карты незнакомому лицу.
30 тыс. жителей города Павловский Посад в апреле получат платежки за коммунальные услуги с QR-кодами. «Мы рассчитываем, что хотя бы 10% жильцов воспользуются новым каналом оплаты, — заявила РБК директор ОАО «Жилсервис-Посад» Вера Борисова. — Конечно, это удобнее — оплачивать счет через мобильное приложение, чем идти к банкомату или даже в онлайн-кабинет банка». Марков считает, что в сфере ЖКХ у QR-кодов большие перспективы. Такой способ оплаты исключает ошибку операциониста или самого плательщика при вводе реквизитов.
Летом 2015 года PayQR планирует начать проект с Московским метрополитеном. С помощью QR-кодов можно будет пополнить баланс «Тройки». Сейчас команда стартапа рассматривает два варианта — размещение QR-кода на сайте «Тройки» или на самой карте. Марков прогнозирует, что около 3% всех владельцев «Тройки» (их более 1 млн) предпочтут положить деньги на карту через PayQR, а не стоять в очередях. В пресс-службе Московского метрополитена на запрос РБК не ответили.
Процент и не только
Главный источник заработка PayQR — агентская комиссия. Стартап удерживает 2,5% суммы платежа. При этом подключение сервиса и «расходники» (распечатанные QR-коды, если они нужны) для компаний-клиентов бесплатны. В первом квартале 2015 года на тестовых внедрениях стартап заработал всего $1,5 тыс., но к концу года, уверяет Марков, PayQR выйдет на месячную выручку в $250 тыс., а месячный оборот достигнет $10 млн. Сейчас постоянные расходы проекта (офис, сотрудники) ежемесячно составляют около $100 тыс.
По расчетам Маркова, с каждой транзакции PayQR достается только 0,4–0,5%. Остальные деньги уходят на оплату услуг банка-эквайера (1,8–1,9%) и перечисление средств компаниям-партнерам (0,2%). Текущая схема расчета предполагает аккумулирование средств, поступающих от покупателей, на виртуальной карте PayQR в расчетной небанковской кредитной организации РИБ; с нее средства переводятся на банковские счета торгово-сервисных предприятий.
Еще одно направление монетизации сервиса — интеграция с банками по схеме white label (то есть без упоминания бренда проекта). По словам Маркова, за внедрение решения с банка будет взиматься плата в 300–700 тыс. руб., а также 0,1–0,25% от суммы транзакций. По информации РБК, PayQR обсуждает интеграцию своего решения с Тинькофф Банком. «Мы действительно общались с PayQR и видим перспективы, однако об интеграции и сотрудничестве пока говорить преждевременно, — заявил РБК представитель банка. — Если появится значительное количество торгово-сервисных предприятий, готовых принимать платежи посредством QR-кодов, мы рассмотрим возможность внедрения этой функции в наших мобильных приложениях. Тем более нашим клиентам уже доступна аналогичная функция денежных переводов».
Помериться силами
Крупные игроки на рынке электронных платежей сомневаются, что QR-коды станут популярной технологией оплаты.
Руководитель QIWI Venture Ольга Туржанская рассказала РБК, что в QIWI прорабатывали вариант внедрения оплаты через QR-коды, но не увидели ни достаточного спроса от магазинов, ни интереса от пользователей. Россияне крайне мало используют QR-коды, и сложно сказать, станут ли больше использовать в будущем, считает Туржанская.
«Целевой клиент для PayQR — человек с множеством карточек, что приносит ему реальное неудобство; таких в России меньшинство, — говорит Сергей Васин, партнер Flint Capital. — Обычный россиянин легко справляется с одной-двумя картами, и его вряд ли затрудняет каждый раз вводить данные карт в интернет-магазинах, поэтому не очевидно, какую именно проблему решает наличие QR-кода».
«Преимущество технологии приема платежей с помощью QR-кодов в том, что нет затрат на «железо», — отмечает Игорь Песин, инвестиционный директор венчурного фонда Life.SREDA. — При этом технология имеет ощутимые минусы. Во-первых, в сравнении с торговым эквайрингом это дорогой канал (разница в 1–1,5% ощутима для крупных продавцов). Во-вторых, решение неудобно для клиентов, так как они, как правило, не имеют установленного приложения. Шанс переучить плательщиков, наверное, есть, но к тому времени технологии сильно уйдут вперед. Наконец, для работы технологии обязательно наличие интернет-сигнала».
«Мобильный чекаут — это глобальный тренд, — считает Давид Ян, основатель компании ABBYY и сооснователь компаний iiko (система управления рестораном) и Platius (мобильные платежи). — По опросам американских рестораторов, более 37% из них планируют внедрять мобильные способы оплаты в 2015 году. Я живу в основном в Кремниевой долине, в половине ресторанов и магазинов на University avenue уже можно расплатиться с помощью смартфона. В Starbucks через мобильное приложение проходит 16% всех платежей».
По словам Яна, даже в России мобильные платежи будут расти быстрее, чем «пластик»: «Посетителям магазинов и ресторанов это не только экономит время, но и уменьшает риск потерять, забыть банковскую карту, не нужно доставать кошелек в общественном месте. Для владельцев магазинов и ресторанов очень важно, что мобильный чекаут часто работает одновременно и как система лояльности, благодаря которой предприятия могут увеличить выручку до 10%». В частности, именно на таком принципе работает Platius: гость, чтобы получить скидку при оплате, вводит в мобильное приложение промокод с чека или сканирует QR-код. По словам Яна, промокоды используют намного чаще, чем QR-коды, из-за того, что во многих российских ресторанах установлено оборудование, не позволяющее их печатать. В марте 2015 года контрольный пакет Platius приобрел Сбербанк (сумма сделки не разглашалась), который планирует охватить системой более 50% рынка мобильных платежей.