Госслужащих ограничили в выборе авиакомпаний
Чиновники смогут пользоваться услугами только 20 российских авиакомпаний. Речь идет о тех случаях, когда госслужащие отправляются за границу в командировку. Летать иностранными перевозчиками им позволено только в крайних случаях — например, если нет других билетов. Такой указ Владимир Путин подписал еще осенью. В среду Росавиация опубликовала список отечественных авиакомпаний, разрешенных для чиновников. Среди них «Аэрофлот», «Вим-авиа», «Россия», «Сибирь» и «ЮТэйр». Эта мера дисциплинирует госслужащих и поддержит российский авиабизнес, уверен директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.
«Чиновники — это государственные люди, это те люди, которые в сложной ситуации должны именно в первую очередь работать на благо отечества. В данном случае им просто в очередной раз об этом напомнили, с одной стороны. С другой стороны, эти деньги, которые тратятся на командировки — это средства государства, средства наших налогоплательщиков, и именно государство имеет возможность распоряжаться тем, куда тратить деньги, куда не тратить. Соответственно, если есть возможность поддержать наши авиакомпании за счет такого решения, то это решение направлено только на благо нашей страны. Наши авиакомпании имеют и лоукостеры, которые достаточно неплохо сейчас развиваются, — пусть пользуются дешевыми билетами там, где это возможно, или подстраивают свои командировки под возможности, которые есть у них в средствах», — предложил Калмыков.
За то, чтобы запретить чиновникам пользоваться услугами иностранных авиакомпаний, ранее выступал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Он пояснял, что подобные протекционистские меры приняли во многих странах, в частности, в Китае. Скорее всего, власти приняли такое решение из соображений безопасности, отметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«Судя по всему, речь идет о том, чтобы ограничить перелеты, контролируемые нерезидентами, в связи с участившимися случаями арестов и выдачи различных чиновников. Правда, здесь риск заключается не столько в том, каким самолетом человек летит, а в том, в какой аэропорт он прилетает, но в целом это, конечно же, дополнительные издержки, особенно на фоне предстоящего туристического сезона, особенно с учетом того, что значительная часть граждан летит в направлении Юго-Восточной Азии, а с учетом того, что туда активно летают арабские авиалинии — тот же самый Emirates, или Qatar, или, положим, Etihad, здесь основная задача заключается в том, чтобы возвращать чиновников домой после этого. Очень часто авиакомпании совершали совместные перелеты — тот же самый "Аэрофлот" входит в SkyTeam, и они делали их таковыми, и вот что с ними делать, непонятно», — полагает Абзалов.
Большой разницы в ценах на авиабилеты российских и иностранных авиакомпаний сейчас нет, поэтому дополнительные средства из бюджета на командировки чиновников выделять не придется. Так считает представитель туристического сервиса Momondo в России Ирина Рябовол.
«Я думала, что у нас уже гораздо меньше перевозчиков, но, видимо, посчитали всех, в том числе мелких региональных авиаперевозчиков. Стоимость на авиабилеты зависит от направления: если мы возьмем маршрут "Москва — Нью-Йорк", то сейчас там минимальная конкуренция, если мы говорим о прямых рейсах, летает буквально один "Аэрофлот", американская Delta присоединится лишь в середине весны. Конечно, "Аэрофлот" как монополист может цены держать на том уровне, на котором он посчитает нужным. Если конкуренция более высокая, то можно будет выбирать любую из компаний. Сложно сказать, у российской авиакомпании или у иностранной цена будет ниже или выше. Скорее всего, они будут примерно в одном пределе», — отметила Рябовол в эфире «Коммерсантъ FM».
По данным Росстата, в прошлом году в России насчитывалось около полумиллиона госслужащих. В это число входят также сотрудники правоохранительных органов.