Страны ЕС захлестнула беспрецедентная волна беженцев
В 2015 году в страны ЕС в поисках убежища прибыли более 1,2 млн мигрантов — прежде всего, из стран Ближнего Востока и Африки. В будущем году, согласно прогнозам Еврокомиссии, эти цифры могут увеличиться вдвое — и тогда нынешние проблемы, связанные с беспрецедентным скачком миграции, покажутся несерьезными. Но уже сейчас совместный поиск ответов на разные вопросы — от обучения грамотности прибывших ранее беженцев до вопросов национальной идентичности и борьбы с терроризмом — стал одним из самых серьезных испытаний для стран ЕС.
Раскол по линиям границ
Еще несколько лет назад проблема беженцев, сотнями тысяч стремившихся в Европу, была лишь проблемой гуманитарного характера. Самыми яркими эпизодами миграционного кризиса 2013-2014 годов были трагедии в Средиземном море, в водах которого при крушении утлых лодок погибали страждущие новой европейской жизни. Политики стран ЕС склоняли головы во время минут молчания в прибрежных городах, а журналисты следили за судьбами выживших.
В уходящем году проблема миграции стала внутренней проблемой Евросоюза. На фоне активных, но по-прежнему недостаточных мер со стороны властей в странах ЕС набирают вес популистские и крайне правые партии. После летнего пикового притока мигрантов и террористических атак в Париже лейтмотив их выступлений сводится к поверхностному, но от того не менее убедительному тезису: "Мы вас предупреждали".
Майские выборы в Европарламент в 2014 году ознаменовались триумфом крайне правых сил. В уходящем году эта тенденция сохранилась.
На декабрьских местных выборах во Франции крайне правому "Национальному фронту" Марин Ле Пен удалось собрать до трети голосов. В октябре на выборах в Вене правопопулистская "Партия свободы" (FPO) показала беспрецедентный результат в 31%. Играющие на национальных чувствах партии набирают популярность в Великобритании, Швеции, Польше, Нидерландах.
В новом году расхождения во взглядах на методы разрешения миграционного кризиса будут только увеличиваться — причем не только между национальными политическими силами. "Есть риск раскола по этим вопросам между старыми и новыми членами ЕС. Последние относятся куда менее сдержанно к приему беженцев",— пояснил "Ъ" директор парижского Института международных и стратегических отношений (IRIS) Паскаль Бонифас.
Новая волна
По официальным оценкам, с января 2015 года убежища в странах ЕС попросили 1,2 млн человек — это на 90% больше, чем в 2014 году. "Беспрецедентный наплыв мигрантов стал серьезной нагрузкой для многих стран Евросоюза",— отмечается в представленном в ноябре 2015 года докладе Еврокомиссии с экономическим прогнозом на будущий год. По оценкам авторов документа, "нельзя исключать дальнейший значительный рост иммиграции": число беженцев, которые могут прибыть в ЕС с ноября 2015 года до конца 2016 года, оценивается в 3 млн человек. Это больше, чем население Литвы, Словении, Латвии, Эстонии, Кипра, Люксембурга или Мальты.
Среди ищущих убежища в ЕС в минувшем году в тройке лидеров по численности запросов — выходцы из Сирии, Афганистана и Косово. В первую десятку стран также попали Ирак, Албания, Пакистан, Эритрея, Нигерия, Сербия и Украина. Национальный состав ищущих убежища зависит от страны приема: в Италию стремятся попасть через Средиземное море выходцы из стран Африки, а, например, в Венгрию и Австрию — через Балканы переселенцы из Азии.
Нагрузка по приему и обслуживанию мигрантов по-разному распределяется между странами ЕС. И самая серьезная ложится на те страны, которые с самого начала проявили солидарность с терпящими бедствие беженцами: такие как ФРГ и Швеция. "В Германию стремятся, поскольку это демократическая страна с сильной экономикой, страна, где сильна роль как христианства, так и религиозной свободы, и в которой можно получить как хорошее образование, так и соответствующее медицинское обслуживание",— говорится в исследовании, опубликованном Федеральным ведомством по делам миграции и беженцев ФРГ.
Четыре фронта борьбы
Масштаб и деликатность проблемы притока иммигрантов, отсутствие возможности кардинально изменить ситуацию и, наконец, расхождения во взглядах внутри европейских стран доставили в минувшем году немало неприятных минут европейским политикам. Эта тема регулярно вносилась в повестку общеевропейских саммитов, а летом этого года корреспонденту "Ъ" вместе с сотнями журналистов пришлось до рассвета ждать окончания дебатов по миграционным вопросам между лидерами европейских стран. Говорят, что дискуссия за закрытыми дверями не раз переходила на повышенные тона.
В итоге работа по преодолению миграционного кризиса сосредоточилась на четырех основных направлениях. Во-первых, это предоставление помощи тем, кто в ней нуждается. Сюда включаются пособия и прочая защита, которая предоставляется беженцам. Детям, согласно европейскому законодательству, предстоит пойти в местные школы. Взрослым — найти работу.
Во-вторых, это попытки урегулирования миграционных потоков. Сюда входит борьба с контрабандистами, организующими "серые" миграционные маршруты: это едва ли не единственное направление сотрудничества, которое безоговорочно поддерживают все страны ЕС. Это же направление работы привело и к расстановке новых акцентов в политике ЕС в отношении Турции и стран Африки. Так, на состоявшемся в декабре саммите ЕС--Турция было условлено, что Евросоюз выделит Анкаре ?3 млрд в качестве финансовой помощи для урегулирования миграционного кризиса.
В-третьих, это усиление погранконтроля и укрепление координации на границах. Некоторые страны при этом предпринимают собственные усилия в этом направлении. Так, о возведении если не стен, то дополнительных барьеров на своих внешних рубежах уже объявили Венгрия, Словакия и Австрия, а Германия, Франция и Дания сообщили об усилении погранконтроля на национальных границах. Власти Латвии в этом году напомнили о планах укрепления границы с Россией.
Наконец, в-четвертых, речь идет о попытках взять под контроль перемещение беженцев между странами ЕС. Согласно планам Брюсселя, надо наладить контроль за уже прибывшими в Евросоюз мигрантами, при необходимости расселяя их, например, из Италии, Греции или Венгрии (которые не в состоянии принять всех, кто смог добраться до их границ) в другие страны ЕС — или депортируя, если убежище заявителю не полагается.
Впрочем, все эти процессы пока идут крайне медленно. На сегодняшний день так и не удалось договориться о механизмах переселения между странами ЕС даже 160 тыс. беженцев, а также еще 50 тыс. сирийских беженцев из Турции (с таким предложением выступила в декабре Еврокомиссия). Согласовать расширенные национальные квоты по приему беженцев и обязать страны им следовать вряд ли удастся и в новом году.