Выполнение соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе затягивается
31 декабря истек срок реализации комплекса мер по выполнению минских соглашений по урегулированию в Донбассе. Из его 13 пунктов до конца так и не был выполнен ни один. При этом, по данным "Ъ", эта "дорожная карта" даже после истечения ее срока действия до какого-то нового дедлайна продлеваться не будет. Предполагается, что стороны конфликта просто продолжат выполнять взятые на себя обязательства. Новым временным ориентиром можно считать 31 июля 2016 года — именно до этой даты Евросоюз продлил санкции в отношении России, "оштрафовав" ее за невыполнение прежних договоренностей. Впрочем, с учетом того, что самые сложные пункты мирного плана только предстоит выполнить, эксперты не исключают, что и этот условный дедлайн не удастся соблюсти.
"Мы сто раз уже слышали, что надо, чтобы Россия исполнила минские соглашения. Так мы хотим этого!" — не пытался сдержать эмоции российский президент Владимир Путин, на своей итоговой пресс-конференции 17 декабря отвечая на вопрос журналиста украинского агентства УНИАН.
Документ из 13 пунктов, известный как комплекс мер по выполнению минских соглашений, был принят 12 февраля этого года по итогам переговоров лидеров стран "нормандской четверки", собравшихся в гостях у белорусского президента Александра Лукашенко. Согласовывая "дорожную карту" к прекращению конфликта в Донбассе, лидеры Германии, Франции, России и Украины определили и формальный срок выполнения подписанного ими документа — до 31 декабря 2015 года.
С тех пор линия фронта в Донбассе значительно не изменилась, но конфликтующие стороны регулярно обвиняют друг друга в готовности вновь начать интенсивные бои.
Частично выполненные
При этом из 13 пунктов комплекса мер по выполнению минских соглашений частично выполненными можно считать лишь четыре. Добиться полного прекращения огня по всей линии соприкосновения так и не удалось, но сообщений об использовании "Градов", "Ураганов" и "Точек У" почти не поступает. С 1 сентября вступило в силу очередное перемирие, после чего было подписано соглашение об отводе от линии соприкосновения вооружений калибром менее 100 мм.
На фоне шаткого равновесия вдоль линии соприкосновения усилия по освобождению пленных принесли половинчатые результаты: освободить заложников на основе принципа "всех на всех" не удалось. Последний громкий обмен состоялся в начале декабря, когда президент Украины Петр Порошенко помиловал приговоренного к 14 годам заключения Владимира Старкова, которого украинская сторона называла майором российской армии. В обмен из донецкого плена был освобожден военнослужащий 81-й украинской бригады Андрей Гречанов, ставший известным во время боев за донецкий аэропорт. Сразу после этого советник замминистра обороны Украины Василий Будик сказал "Ъ", что в плену по-прежнему находятся 37 украинских военных и еще 45 предположительно могли быть захвачены.
После обмена Владимира Старкова на Андрея Гречанова о новых освобождениях не сообщалось. А 15 сентября Евгений Ерофеев, которого судят в Киеве вместе с Александром Александровым (украинская сторона настаивает, что на момент задержания в Луганской области они работали в ГРУ Генштаба ВС РФ), заявил, что "пока нас не выдадут, никаких обменов не будет". В Киеве предлагают поменять Александра Александрова и Евгения Ерофеева на украинскую военнослужащую Надежду Савченко, которую судят в Донецке (Ростовская область), а также на троих фигурантов дела режиссера Олега Сенцова.
Когда речь об обмене пленных зашла на итоговой пресс-конференции Владимира Путина, он вновь напомнил о необходимости придерживаться формулы "всех на всех". По данным "Ъ", говоря о принципе "всех на всех", в Москве предполагают, что помимо Ерофеева с Александровым и пленных представителей ДНР и ЛНР обмену могут подлежать также фигуранты дела о пожаре в Доме профсоюзов в Одессе и участники беспорядков в Харькове.
Минск уперся в закон
Еще сложнее идет выполнение пунктов минского комплекса мер, которые касаются политического урегулирования. Диалог "о модальностях проведения местных выборов" стороны ведут в рамках политической подгруппы контактной группы, которая регулярно встречается в том же Минске. Но очередные заседания 15 и 22 декабря результатов не принесли. Незадолго до этого глава ДНР Александр Захарченко заявил, что принять участие в местных выборах на территории республик смогут лишь те украинские партии, которые покаются за то, что "Киев наделал в Донбассе". Выборы в ДНР и ЛНР планировалось провести еще в октябре, потом было объявлено об их переносе на февраль, но уже очевидно, что и в этот срок они не состоятся. Чтобы провести выборы по украинским законам, как прописано в соглашении, они должны быть объявлены Киевом за три месяца до дня голосования.
С трудом продвигаются переговоры об амнистии тех, кто не совершил тяжких преступлений в ходе конфликта в Донбассе. Еще хуже обстоят дела с внесением поправок в конституцию Украины в части децентрализации власти. В конце августа Верховная рада со скандалом, но все же приняла в первом чтении президентский проект о конституционной реформе. С тех пор парламентарии к этому вопросу не возвращались, хотя в поддержку проекта децентрализации высказывались и американские, и европейские партнеры Киева. Спикер Верховной рады Владимир Гройсман после состоявшейся в Киеве 9 декабря встречи с вице-президентом США Джозефом Байденом выразил уверенность в том, что Раде удастся успешно завершить конституционную реформу, но природа его оптимизма непонятна.
Во втором чтении проект должны поддержать уже не менее 300 депутатов, в то время как правящая коалиция в Киеве все больше раскалывается. При этом времени для голосования все меньше: нынешняя сессия Рады завершится 15 января, и если до тех пор проект не будет поддержан, то в следующую сессию все придется начинать с нуля.
Наконец, если даже депутаты поддержат проект Петра Порошенко, самопровозглашенные республики Донбасса этим все равно не удовлетворятся. Они неоднократно заявляли, что рассматриваемые в Киеве изменения их не устраивают, тем более что проект новой Конституции разрабатывался без их участия.
О том, что минские соглашения придется пролонгировать на следующий год, российские официальные лица заявили еще осенью. Европейские переговорщики поддержали это предложение. В Киеве его долгое время предпочитали никак не комментировать. Между тем, по данным "Ъ", комплекс мер даже после истечения срока его действия 31 декабря до какого-то нового дедлайна продлеваться не будет. Предполагается, что стороны конфликта просто продолжат выполнять взятые на себя обязательства. Своеобразным новым дедлайном можно считать 31 июля 2016 года — именно до этой даты Евросоюз продлил свои санкции в отношении России, "оштрафовав" ее за невыполнение прежних договоренностей.
Вместе с тем советник замминистра обороны Украины Василий Будик в беседе с "Ъ" не исключил полного провала минских договоренностей. "Военные на линии фронта видят сейчас один выход из ситуации — капитуляцию этих двух республик с последующей широкой амнистией,— сказал он.— По моей информации, в Донецке многие всерьез рассматривают такой вариант при условии гарантии их безопасности". Россия, впрочем, с таким сценарием вряд ли согласится.
Опрошенные "Ъ" эксперты, близкие к Кремлю, полагают, что вопрос выполнения минских соглашений может растянуться и на больший срок, чем еще один год. "Соглашения уже не переподпишешь, так что все соглашаются, что надо продлить срок их действия,— говорит политолог Олег Бондаренко.— Да, их исполнение находится в близком к тупику состоянии, но если альтернатива — война, то давайте искать выход". По словам другого эксперта, Алексея Чеснакова, "если до конца 2016 года минские соглашения удастся выполнить, то это будет очень хорошо", при этом "исключать риск возобновления вооруженной стадии конфликта невозможно".