Облигации на старость - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

Облигации на старость - «Финансы»


Облигации на старость - «Финансы»


Почти 50% пенсионных накоплений фондов, которые вошли в систему гарантирования, вложены в корпоративные облигации и акции.



Банк России по просьбе РБК раскрыл, куда НПФ, вступившие в систему гарантирования, инвестируют обязательные пенсионные накопления. На данный момент в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 24 НПФ, в которых находится 84% всех средств системы, или 940 млрд руб.



41% накоплений, или 385,4 млрд руб., вложены в корпоративные облигации, еще 8%, или 75,2 млрд руб., — в акции. Значительная доля обязательных накоплений хранится на банковских депозитах и расчетных счетах — 35%, или 329 млрд руб.



Всего 2% обязательных пенсионных накоплений (18,8 млрд руб.) вложены в ОФЗ. Остальные средства распределены между субфедеральными облигациями (6%), ипотечными облигациями (4%), ипотечными сертификатами участия (2%), накопленным купонным доходом (1%) и специальными брокерскими счетами (1%).



Примерно 30% обязательных пенсионных накоплений инвестировано в реальный сектор экономики, говорил ранее зампред Банка России Владимир Чистюхин. Эти акции и облигации компаний нефинансового сектора, ВЭБа, ипотечные ценные бумаги, пояснили в пресс-службе ЦБ.



По словам Чистюхина, примерно 10%, или более 90 млрд руб., вложено в инфраструктурные проекты. В такие проекты инвестируют в той или иной степени большинство НПФ, отметили в пресс-службе ЦБ: «Они приобретают акции и облигации компаний топливно-энергетического комплекса, а также облигации, средства от которых направлены на финансирование различного рода проектов».



В пресс-службе ЦБ отметили, что в России есть примеры государственно-частного партнерства в проектах, в которые инвестируют НПФ. Это проект под названием «Главная дорога», в рамках которого построен, к примеру, новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги Москва — Минск; проект «Управление отходами» (мусороперерабатывающие заводы), а также проект спортивного комплекса в Ульяновской области от «Волга-Спорт».



Перечень активов, разрешенных для вложения средств пенсионных накоплений, будет постепенно расширяться, а избыточные ограничения будут сняты, заверили в пресс-службе ЦБ. «Сейчас НПФ, несмотря на наличие более длинных, чем у банков, пассивов, вынуждены инвестировать средства в банковские депозиты, так как этот инструмент позволяет им уходить от краткосрочных колебаний рынка», — сообщила пресс-служба Банка России. Чтобы решить эту проблему, ЦБ может разрешить НПФ создавать портфель активов, удерживаемых до погашения. Такие активы не переоцениваются по рынку ежедневно. «Это позволит со временем значительно сократить долю средств, инвестированных в банковские продукты, увеличив при этом долю инвестиций в инструменты с фиксированной доходностью, в первую очередь в облигации компаний реального сектора экономики», — сообщила пресс-служба ЦБ.



Какие есть проекты



«Главная дорога», «Управление отходами» и «Волга-Спорт» — это проектные компании, реализующие инфраструктурные проекты на основе концессионных соглашений. Концессия подразумевает, что проектные компании строят дороги, сооружения и спортивные комплексы, затем пользуются этим определенное время, взимая плату и окупая свои инвестиции, но собственником объектов при этом является государство.



Финансирование этих концессионных проектов осуществляется с помощью выпуска облигаций. Организатором финансирования является УК «Лидер», а пенсионные накопления в них вкладывают НПФ, которые сотрудничают с этой управляющей компанией. Среди них «Газфонд», «Промагрофонд», «КИТ Финанс» и «Наследие».



В проект «Главная дорога» — строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги Москва — Минск — было привлечено 16,8 млрд руб. пенсионных накоплений. Облигации, которые выкупали фонды, выпущены на 16-18 лет. Ежегодно фонды получают купонный доход, который привязан к инфляции. Выплаты обеспечиваются за счет платного проезда по новому участку дороги. В 2015 году «Главная дорога» планирует собрать за проезд 2,2 млрд руб., говорится в презентации проектной компании.



Компания «Управление отходами» и ее «дочка» построили уже три мусороперерабатывающих комплекса в Нижегородской и Саратовской областях, а также в Чувашской Республике. НПФ вложили в них 3,7 млрд руб. через десятилетние облигации, по которым текущая доходность составляет 11-12% годовых (также привязана к инфляции). НПФ «КИТ Финанс» вложил в облигации «Управления отходами» 1 млрд руб. пенсионных накоплений. Это надежная инвестиция, уверен директор «КИТ Финанс НПФ» Антон Шпилев: «Утверждены долгосрочные тарифы для клиентов очистных сооружений до 2017-2018 годов, которые позволяют компенсировать все расходы».



«Волга-Спорт» занимается строительством физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области и спортивного комплекса в Ульяновске. Облигации выпущены общим объемом 3,3 млрд руб. на 11-12 лет. Проектная компания обещает вернуть инвесторам деньги с доходностью выше инфляции на 3-4%. Купон по облигациям считается с учетом инфляции, что позволяет переиграть ее и обеспечить реальный рост активов, говорит гендиректор «Газфонд Пенсионные накопления» Андрей Кокин. Его фонд участвовал во всех трех проектах и инвестировал в них около 1,4 млрд руб. пенсионных накоплений.



Надо ли это пенсионерам



Некоторые инфраструктурные проекты показывают норму ожидаемой доходности для инвесторов более высокую, чем доходность по ОФЗ и банковских депозитов, говорит заместитель гендиректора УК «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов, добавляя, что все проекты должны проходить тщательный отбор в отношении рисков, доходности и защиты от возможного изменения российского законодательства.



Инфраструктурные проекты могут быть полезны будущим пенсионерам, но все зависит от качества конкретных проектов, говорит главный экономист МТС-Банка Евгений Надоршин. «Многие проекты непубличны, поэтому их риски выше. Но если НПФ и управляющая компания оценили все верно, то доходность проекта тоже выше, чем у стандартных вложений», — говорит он. Инфраструктурные проекты востребованы со стороны НПФ, потому что публичный рынок не может предоставить сегодня доходность выше инфляции, добавляет Надоршин. С другой стороны, очень важно, чтобы надзор за такими проектами со стороны регулятора был достаточно пристальным. «Когда фонды перекладывают пенсионные деньги в собственные девелоперские проекты, это нельзя назвать надежным инфраструктурным проектом», — добавляет он.



Есть и такие примеры инвестиций в реальную экономику. Например, «Сберфонд Солнечный берег» получил отрицательное заключение после проверки ЦБ. «Значительная часть пенсионных накоплений «Сберфонда» вложена через банк «Российский кредит» в строительные проекты Мотылева. Такие инвестиции ЦБ не считает надежными», — рассказал ранее РБК источник, близкий к фонду. «Более 30% накоплений инвестированы в ипотечные сертификаты участия, через которые финансируется строительство коттеджей на Рублевке», — подтвердил источник в НПФ.




Почти 50% пенсионных накоплений фондов, которые вошли в систему гарантирования, вложены в корпоративные облигации и акции. Банк России по просьбе РБК раскрыл, куда НПФ, вступившие в систему гарантирования, инвестируют обязательные пенсионные накопления. На данный момент в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 24 НПФ, в которых находится 84% всех средств системы, или 940 млрд руб. 41% накоплений, или 385,4 млрд руб., вложены в корпоративные облигации, еще 8%, или 75,2 млрд руб., — в акции. Значительная доля обязательных накоплений хранится на банковских депозитах и расчетных счетах — 35%, или 329 млрд руб. Всего 2% обязательных пенсионных накоплений (18,8 млрд руб.) вложены в ОФЗ. Остальные средства распределены между субфедеральными облигациями (6%), ипотечными облигациями (4%), ипотечными сертификатами участия (2%), накопленным купонным доходом (1%) и специальными брокерскими счетами (1%). Примерно 30% обязательных пенсионных накоплений инвестировано в реальный сектор экономики, говорил ранее зампред Банка России Владимир Чистюхин. Эти акции и облигации компаний нефинансового сектора, ВЭБа, ипотечные ценные бумаги, пояснили в пресс-службе ЦБ. По словам Чистюхина, примерно 10%, или более 90 млрд руб., вложено в инфраструктурные проекты. В такие проекты инвестируют в той или иной степени большинство НПФ, отметили в пресс-службе ЦБ: «Они приобретают акции и облигации компаний топливно-энергетического комплекса, а также облигации, средства от которых направлены на финансирование различного рода проектов». В пресс-службе ЦБ отметили, что в России есть примеры государственно-частного партнерства в проектах, в которые инвестируют НПФ. Это проект под названием «Главная дорога», в рамках которого построен, к примеру, новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги Москва — Минск; проект «Управление отходами» (мусороперерабатывающие заводы), а также проект спортивного комплекса в Ульяновской области от «Волга-Спорт». Перечень активов, разрешенных для вложения средств пенсионных накоплений, будет постепенно расширяться, а избыточные ограничения будут сняты, заверили в пресс-службе ЦБ. «Сейчас НПФ, несмотря на наличие более длинных, чем у банков, пассивов, вынуждены инвестировать средства в банковские депозиты, так как этот инструмент позволяет им уходить от краткосрочных колебаний рынка», — сообщила пресс-служба Банка России. Чтобы решить эту проблему, ЦБ может разрешить НПФ создавать портфель активов, удерживаемых до погашения. Такие активы не переоцениваются по рынку ежедневно. «Это позволит со временем значительно сократить долю средств, инвестированных в банковские продукты, увеличив при этом долю инвестиций в инструменты с фиксированной доходностью, в первую очередь в облигации компаний реального сектора экономики», — сообщила пресс-служба ЦБ. Какие есть проекты «Главная дорога», «Управление отходами» и «Волга-Спорт» — это проектные компании, реализующие инфраструктурные проекты на основе концессионных соглашений. Концессия подразумевает, что проектные компании строят дороги, сооружения и спортивные комплексы, затем пользуются этим определенное время, взимая плату и окупая свои инвестиции, но собственником объектов при этом является государство. Финансирование этих концессионных проектов осуществляется с помощью выпуска облигаций. Организатором финансирования является УК «Лидер», а пенсионные накопления в них вкладывают НПФ, которые сотрудничают с этой управляющей компанией. Среди них «Газфонд», «Промагрофонд», «КИТ Финанс» и «Наследие». В проект «Главная дорога» — строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги Москва — Минск — было привлечено 16,8 млрд руб. пенсионных накоплений. Облигации, которые выкупали фонды, выпущены на 16-18 лет. Ежегодно фонды получают купонный доход, который привязан к инфляции. Выплаты обеспечиваются за счет платного проезда по новому участку дороги. В 2015 году «Главная дорога» планирует собрать за проезд 2,2 млрд руб., говорится в презентации проектной компании. Компания «Управление отходами» и ее «дочка» построили уже три мусороперерабатывающих комплекса в Нижегородской и Саратовской областях, а также в Чувашской Республике. НПФ вложили в них 3,7 млрд руб. через десятилетние облигации, по которым текущая доходность составляет 11-12% годовых (также привязана к инфляции). НПФ «КИТ Финанс» вложил в облигации «Управления отходами» 1 млрд руб. пенсионных накоплений. Это надежная инвестиция, уверен директор «КИТ Финанс НПФ» Антон Шпилев: «Утверждены долгосрочные тарифы для клиентов очистных сооружений до 2017-2018 годов, которые позволяют компенсировать все расходы». «Волга-Спорт» занимается строительством физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области и спортивного комплекса в Ульяновске. Облигации выпущены общим объемом 3,3 млрд руб. на 11-12 лет. Проектная компания обещает вернуть инвесторам деньги с доходностью выше инфляции на 3-4%. Купон по облигациям считается с учетом инфляции, что позволяет переиграть ее и обеспечить реальный рост активов, говорит гендиректор «Газфонд Пенсионные накопления» Андрей Кокин. Его фонд участвовал во всех трех проектах и инвестировал в них около 1,4 млрд руб. пенсионных накоплений. Надо ли это пенсионерам Некоторые инфраструктурные проекты показывают норму ожидаемой доходности для инвесторов более высокую, чем доходность по ОФЗ и банковских депозитов, говорит заместитель гендиректора УК «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов, добавляя, что все проекты должны проходить тщательный отбор в отношении рисков, доходности и защиты от возможного изменения российского законодательства. Инфраструктурные проекты могут быть полезны будущим пенсионерам, но все зависит от качества конкретных проектов, говорит главный экономист МТС-Банка Евгений Надоршин. «Многие проекты непубличны, поэтому их риски выше. Но если НПФ и управляющая компания оценили все верно, то доходность проекта тоже выше, чем у стандартных вложений», — говорит он. Инфраструктурные проекты востребованы со стороны НПФ, потому что публичный рынок не может предоставить сегодня доходность выше инфляции, добавляет Надоршин. С другой стороны, очень важно, чтобы надзор за такими проектами со стороны регулятора был достаточно пристальным. «Когда фонды перекладывают пенсионные деньги в собственные девелоперские проекты, это нельзя назвать надежным инфраструктурным проектом», — добавляет он. Есть и такие примеры инвестиций в реальную экономику. Например, «Сберфонд Солнечный берег» получил отрицательное заключение после проверки ЦБ. «Значительная часть пенсионных накоплений «Сберфонда» вложена через банк «Российский кредит» в строительные проекты Мотылева. Такие инвестиции ЦБ не считает надежными», — рассказал ранее РБК источник, близкий к фонду. «Более 30% накоплений инвестированы в ипотечные сертификаты участия, через которые финансируется строительство коттеджей на Рублевке», — подтвердил источник в НПФ.
0
Другие новости

Это может то, что вы искали