С банкиров спросят по-китайски - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

С банкиров спросят по-китайски - «Финансы»



АСВ готовит для них новые ограничения

Государство усиливает давление на проштрафившихся банкиров. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) инициирует поправки к законодательству о досудебном запрете на поездки за рубеж и замораживании активов собственников и топ-менеджеров банков, в отношении которых введены ограничения, ведется расследование и др. За основу взят аналогичный опыт Китая и Кореи в борьбе с незаконным выводом активов и преднамеренным банкротством банков. Впрочем, ужесточение законов реальных преступников вряд ли остановит, считают эксперты.


Поправки к законодательству, существенно ограничивающие в правах собственников и топ-менеджеров банков, представил на заседании межведомственной комиссии по противодействию незаконным финансовым операциям гендиректор АСВ Юрий Исаев. По информации «Новости Банков», более действенными, по мнению АСВ, будут меры, которые активно внедряются на Востоке. В АСВ от комментариев отказались.

В частности, по образцу Китая предлагается создать межведомственную комиссию по выявлению случаев незаконного вывода активов за границу, куда войдут представители МВД, Следственного комитета, ФСБ, Министерства иностранных дел, ЦБ и АСВ. Также обсуждается внедрение китайского опыта работы с анонимными сообщениями о местонахождении активов за границей и их бенефициаров. В частности, речь идет о выплате вознаграждения за информацию, которая сделала возможным взыскание активов. По примеру Турции предлагается ввести досудебный запрет на выезд за пределы страны руководителям и собственникам банков, в отношении которых введены ограничения на привлечения вкладов.

По данным «Новости Банков», необходимость ужесточения законодательства в АСВ объясняют ростом числа проблемных банков и вывода активов. С 2005 года, когда было создано АСВ, под управление агентства поступили более 400 банков.

По данным агентства, реальная стоимость активов финансовых организаций на дату отзыва лицензии составляет лишь 10% их балансовой стоимости, а в более чем 80% случаев причины банкротства имеют криминальный характер и связаны с выводом активов. Взыскать активы в судебном порядке — задача трудновыполнимая. Как было сказано на заседании комиссии, из 1,2 трлн руб., взысканных по искам агентства, по факту в конкурсную массу поступило всего 22,8 млрд руб.

По оценке участников рынка, ужесточением законодательства проблему преднамеренного банкротства и вывода активов не решить. «Сам посыл о создании специализированных групп по выявлению фактов незаконного вывода активов правильный, но механизм его реализации не прописан»,— говорит вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов. По его словам, по сути, необходимые инструменты (подписка о невыезде, арест имущества и др.) четко прописаны в Уголовно-процессуальном кодексе. И, скорее, речь надо вести не об изменении законов, а о правоприменительной практике, эффективной или неэффективной работе в рамках действующих законов. «Я с опасением отношусь к такого рода предложениям. Отрасль переживает не лучшие времена, а АСВ и регуляторы не могут обеспечить ни стабильности, ни дать гарантий возмещения ущерба,— говорит зампред правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко.— Причиной этому может быть либо неэффективность в надзорной деятельности, либо какие-то иные причины, например несовершенство законодательства».

Впрочем, с юридической точки зрения внесение предложенных изменений в законодательство возможно. Как мы понимаем, толкование закона также весьма тонкая материя, поэтому ситуация, при которой предлагаемые меры теоретически могут быть признаны не нарушающими права и свободы человека, предусмотренные Конституцией, вполне может быть, указывает старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина. «На мой взгляд, любые поправки в законодательство, направленные на защиту прав клиентов банков, справедливы и должны быть приняты. Вместе с тем не могу не отметить, что на практике это может привести к злоупотреблениям со стороны контрольных и надзорных органов»,— сказал партнер практики по разрешению споров юридической фирмы Goltsblat BLP Рустам Курмаев.

Впрочем, даже если предложения АСВ найдут поддержку, вряд ли они станут существенной помехой для реальных правонарушителей. «На мой взгляд, ужесточение законодательства в данном ключе никоим образом не будет способствовать борьбе с отмыванием средств через кредитные учреждения,— говорит руководитель практики разрешения споров компании “Горизонт Капитал” Василий Ицков.— Это будет стимулировать создание новых запутанных схем собственности, которые позволят реальным владельцам если не уходить от ответственности, то получать достаточно времени для того, чтобы покинуть территорию России в случае возникновения проблем у банка».

Павел Аксенов, Ксения Дементьева«Новости Банков»


АСВ готовит для них новые ограничения Государство усиливает давление на проштрафившихся банкиров. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) инициирует поправки к законодательству о досудебном запрете на поездки за рубеж и замораживании активов собственников и топ-менеджеров банков, в отношении которых введены ограничения, ведется расследование и др. За основу взят аналогичный опыт Китая и Кореи в борьбе с незаконным выводом активов и преднамеренным банкротством банков. Впрочем, ужесточение законов реальных преступников вряд ли остановит, считают эксперты. Поправки к законодательству, существенно ограничивающие в правах собственников и топ-менеджеров банков, представил на заседании межведомственной комиссии по противодействию незаконным финансовым операциям гендиректор АСВ Юрий Исаев. По информации «Новости Банков», более действенными, по мнению АСВ, будут меры, которые активно внедряются на Востоке. В АСВ от комментариев отказались. В частности, по образцу Китая предлагается создать межведомственную комиссию по выявлению случаев незаконного вывода активов за границу, куда войдут представители МВД, Следственного комитета, ФСБ, Министерства иностранных дел, ЦБ и АСВ. Также обсуждается внедрение китайского опыта работы с анонимными сообщениями о местонахождении активов за границей и их бенефициаров. В частности, речь идет о выплате вознаграждения за информацию, которая сделала возможным взыскание активов. По примеру Турции предлагается ввести досудебный запрет на выезд за пределы страны руководителям и собственникам банков, в отношении которых введены ограничения на привлечения вкладов. По данным «Новости Банков», необходимость ужесточения законодательства в АСВ объясняют ростом числа проблемных банков и вывода активов. С 2005 года, когда было создано АСВ, под управление агентства поступили более 400 банков. По данным агентства, реальная стоимость активов финансовых организаций на дату отзыва лицензии составляет лишь 10% их балансовой стоимости, а в более чем 80% случаев причины банкротства имеют криминальный характер и связаны с выводом активов. Взыскать активы в судебном порядке — задача трудновыполнимая. Как было сказано на заседании комиссии, из 1,2 трлн руб., взысканных по искам агентства, по факту в конкурсную массу поступило всего 22,8 млрд руб. По оценке участников рынка, ужесточением законодательства проблему преднамеренного банкротства и вывода активов не решить. «Сам посыл о создании специализированных групп по выявлению фактов незаконного вывода активов правильный, но механизм его реализации не прописан»,— говорит вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов. По его словам, по сути, необходимые инструменты (подписка о невыезде, арест имущества и др.) четко прописаны в Уголовно-процессуальном кодексе. И, скорее, речь надо вести не об изменении законов, а о правоприменительной практике, эффективной или неэффективной работе в рамках действующих законов. «Я с опасением отношусь к такого рода предложениям. Отрасль переживает не лучшие времена, а АСВ и регуляторы не могут обеспечить ни стабильности, ни дать гарантий возмещения ущерба,— говорит зампред правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко.— Причиной этому может быть либо неэффективность в надзорной деятельности, либо какие-то иные причины, например несовершенство законодательства». Впрочем, с юридической точки зрения внесение предложенных изменений в законодательство возможно. Как мы понимаем, толкование закона также весьма тонкая материя, поэтому ситуация, при которой предлагаемые меры теоретически могут быть признаны не нарушающими права и свободы человека, предусмотренные Конституцией, вполне может быть, указывает старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина. «На мой взгляд, любые поправки в законодательство, направленные на защиту прав клиентов банков, справедливы и должны быть приняты. Вместе с тем не могу не отметить, что на практике это может привести к злоупотреблениям со стороны контрольных и надзорных органов»,— сказал партнер практики по разрешению споров юридической фирмы Goltsblat BLP Рустам Курмаев. Впрочем, даже если предложения АСВ найдут поддержку, вряд ли они станут существенной помехой для реальных правонарушителей. «На мой взгляд, ужесточение законодательства в данном ключе никоим образом не будет способствовать борьбе с отмыванием средств через кредитные учреждения,— говорит руководитель практики разрешения споров компании “Горизонт Капитал” Василий Ицков.— Это будет стимулировать создание новых запутанных схем собственности, которые позволят реальным владельцам если не уходить от ответственности, то получать достаточно времени для того, чтобы покинуть территорию России в случае возникновения проблем у банка». Павел Аксенов, Ксения Дементьева«Новости Банков»
0
Другие новости

Это может то, что вы искали