Подготовлены поправки к закону об автогражданке
В Госдуме подготовлен законопроект, меняющий принцип расчета стоимости полиса ОСАГО для автовладельцев. Сейчас страховой взнос в немалой степени зависит от мощности машины. Парламентарии уверены, что связи между количеством лошадиных сил и риском попасть в аварию нет, следовательно, привязку к мощности двигателя нужно отменить. Правозащитники идею поддержали, страховщики протестуют, ссылаясь на западный опыт.
Поправки к закону об ОСАГО подготовил депутат Госдумы Алексей Журавлев (лидер партии "Родина" и член фракции "Единая Россия"), в ближайшие дни законопроект будет внесен в парламент. Автор предложил пересмотреть систему расчета стоимости ОСАГО, исключив коэффициент мощности двигателя.
Напомним, цена автогражданки складывается из базовых тарифов (устанавливаются ЦБ) и коэффициентов, среди которых территориальный, возрастной, по стажу и мощности. Для обладателя авто с двигателем в 150 л. с. в Москве, например, ОСАГО обходится на 60% дороже, чем для владельца 70-сильной машины. Господин Журавлев в пояснительной записке считает, что нет прямой связи между мощностью двигателя и риском попасть в аварию. Он приводит в пример данные ряда страховых компаний за 2013 год, из которых следует, что чаще всего в ДТП попадали ВАЗ (33,6%), ГАЗ (5,9%), Hyundai (4,8%), то есть "автомобили, не обладающие двигателями большой мощности". "Указанные автомобили наиболее распространены в России",— считает депутат. В Германии или на Украине, по его данным, цена страхования гражданской ответственности с мощностью не связана. "В большей степени вероятность наступления ДТП зависит от менталитета водителя",— считает депутат. Кроме того, господин Журавлев отметил, что мощностной коэффициент в России применяется только для автомобилей категорий B и BE, поэтому является, по сути, "скрытым дополнительным налогом". Взамен он предлагает альтернативный коэффициент, вводящий зависимость цены страховки от количества нарушений ПДД.
"Привязка ОСАГО и транспортного налога к мощности двигателя — абсурд,— говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков ("Единая Россия").— Это идеология советских времен: мощный мотор — значит, дорогая машина, значит, много денег, плати больше". Он отметил, что в результате сложившейся системы расчета ОСАГО часто получается, что владелец дорогой и безопасной машины с хорошими экологическими характеристиками платит больше, чем владелец дешевого и неэкологичного авто. "Привязка к мощности — налог на богатых,— согласен с ним координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— Связи между мощным мотором и риском попасть в аварию нет. Взамен нужно вводить, например, привязку к массе автомобиля, к возрасту транспортного средства".
Страховщикам идея господина Журавлева не нравится. "Есть прямая связь между риском страхового случая и мощностью двигателя автомобиля,— пояснил "Ъ" исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.— Об этом свидетельствуют исследования ЦБ, данные страховых компаний, в том числе западных". В некоторых странах, пояснил господин Уфимцев, действительно нет привязки цены страховки к мощности. При этом автогражданка может быть дороже для определенных марок. Например, у Toyota машин с двигателями слабее 120 л. с. почти нет, поэтому для владельцев машин этой марки ОСАГО всегда обходится дороже. При этом в РСА допускают пересмотр коэффициентов для двигателей разных мощностей: еще в ноябре 2015 года союз направил в ЦБ предложения снизить их на 10-35%, о чем сообщал "Ъ". Идею ввести новый коэффициент с привязкой к количеству нарушений Евгений Уфимцев поддержал. Еще в августе 2015 года соответствующее поручение дал премьер Дмитрий Медведев, в конце года РСА посчитал, что повышающие коэффициенты можно было бы использовать для злостных нарушителей, накопивших по пять штрафов в течение года. "Предварительные результаты расчетов мы направили в ЦБ в конце года,— говорит Евгений Уфимцев. — Вероятно, понадобится более глубокий анализ, чтобы установить связь между количеством, видами нарушений и риском попасть в аварию".