Дешевые автокредиты подорожали на НДФЛ
Поддержке автокредитования обновили условия
Участие в госпрограмме льготного автокредитования оказалось сопряжено с незапланированными расходами для граждан. С начала года ЦБ уравнял свою ставку рефинансирования с ключевой, и это изменило расчет финансовых условий по дешевым автокредитам. В результате у десятков тысяч заемщиков теперь возникает материальная выгода, которая облагается 13-процентным налогом на доходы физических лиц.
Ставка рефинансирования, с момента введения ключевой ставки существовавшая как некая абстрактная самостоятельная величина, была приравнена к ключевой ставке (отражающей реальный уровень стоимости заемных средств) декабрьским решением совета директоров Банка России с 1 января 2016 года. Было на этот счет и соответствующее постановление правительства. Таким образом, сейчас ставка рефинансирования составляет не 8,25% годовых, как раньше, а все 11%. Именно это решение привело к налоговым последствиям для заемщиков, имеющих льготные автокредиты или собирающихся их взять, рассказали «Новости Банков» топ-менеджеры банков, активно работающих на рынке автокредитования.
Программа льготного автокредитования была запущена в апреле 2015 года. В ее рамках государство субсидирует банкам две трети ключевой ставки ЦБ (сейчас — 11%). Максимальная ставка по кредитам ограничена сверху: не более 10 процентных пунктов к ключевой ставке (сейчас — не более 21%). Среди прочих условий: кредиты должны быть выданы в рублях физлицам на приобретение новых автомобилей, стоимость которых не может превышать 1 млн руб., а полная масса — 3,5 т, первоначальный взнос — не менее 30%, максимальный срок кредитования — три года. За 11 месяцев 2015 года, по данным Frank Research, банки выдали автокредиты на сумму 213 млрд руб.
По Налоговому кодексу, материальная выгода определяется как экономия на процентах за пользование заемными средствами. Она возникает, если проценты по кредиту ниже, чем две трети ставки рефинансирования,— с разницы платится НДФЛ. Учитывая, что при приравнивании ставки рефинансирования к ключевой ставке планка для определения материальной выгоды поднялась (раньше налогом облагалась выгода по кредитам, привлеченным по ставке ниже 5,5% годовых, теперь — под 7,3%), налогооблагаемая разница автоматически увеличилась, объясняет директор розничного бизнеса Андрей Коченков из МС-банка Рус.
Банки частично попытались нивелировать налоговые риски заемщиков, подняв ставки по кредитам, однако помогло это далеко не всем. «С 1 января 2016 года банки подняли минимальные ставки по новым кредитам выше 7,3% годовых, чтобы освободить клиентов от неожиданной налоговой нагрузки (по мнению банкиров, повышенные, но заранее известные проценты менее болезненны для граждан, чем неожиданно возникающий налог.— «Новости Банков»), однако по льготным займам, взятым ранее, клиентам придется платить налог начиная с налога за 2016 год и до момента погашения кредита»,— подтвердил вице-президент ВТБ 24 Алексей Токарев.
Минимальные ставки по льготным автокредитам в прошлом году, по словам участникам рынка, составляли 5,5–6% годовых. «Таким образом, клиенту, имеющему льготный автокредит, придется заплатить налог с разницы между его ставкой и 7,3% по итогам 2016 года,— уточняет господин Токарев.— Средняя стоимость кредита в рамках программы составляла около 500 тыс. руб., максимальная — 1 млн руб., таким образом, цена вопроса для клиентов составит от чуть менее 1 тыс. руб. до нескольких тысяч рублей в год». Затраты не столько велики, сколько непредвиденны, а учитывая, что льготные автокредиты выдаются в рамках программы господдержки, это может иметь негативный репутационный эффект для нее, предупреждают эксперты.
Поскольку ставка рефинансирования приравнена к ключевой только с 2016 года, по итогам прошлого года налог платить не придется, подтверждает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Шансов оспорить такой налог у заемщика нет, считает он: «Изменился не налог, а ставка, от которой он считается, и даже если предположить, что изменения относятся к налогу, то он изменился на будущее, а не ретроспективно, а это допускается. Ухудшающие положение налогоплательщика изменения не могут распространяться на прошлые периоды». При этом сама замена ставок в законодательстве логична и давно требовалась, уточняют юристы. «Ставка рефинансирования не отражала экономической составляющей в своем назначении и не несла смысловой нагрузки, поэтому логично было ее заменить на более реальную — ключевую»,— отмечает руководитель юридического департамента Ланта-банка Дмитрий Шевченко. Вопрос подстраховки людей в этом случае от налоговых рисков, судя по всему, для властей — риторический.
По оценкам банкиров, налоговые последствия могут возникнуть у десятков тысяч заемщиков. Как их нивелировать по ранее выданным кредитам, они не знают. «Мы сейчас думаем о вариантах действий, пока четких решений нет, также мы планируем запросить по этому вопросу мнение ЦБ»,— сообщил Алексей Токарев. В ЦБ не комментируют запросы банков до их получения.
Юлия Локшина, Ксения Дементьева
Всего документов:
1
2
Дешевые автокредиты подорожали на НДФЛ Поддержке автокредитования обновили условия Участие в госпрограмме льготного автокредитования оказалось сопряжено с незапланированными расходами для граждан. С начала года ЦБ уравнял свою ставку рефинансирования с ключевой, и это изменило расчет финансовых условий по дешевым автокредитам. В результате у десятков тысяч заемщиков теперь возникает материальная выгода, которая облагается 13-процентным налогом на доходы физических лиц. Ставка рефинансирования, с момента введения ключевой ставки существовавшая как некая абстрактная самостоятельная величина, была приравнена к ключевой ставке (отражающей реальный уровень стоимости заемных средств) декабрьским решением совета директоров Банка России с 1 января 2016 года. Было на этот счет и соответствующее постановление правительства. Таким образом, сейчас ставка рефинансирования составляет не 8,25% годовых, как раньше, а все 11%. Именно это решение привело к налоговым последствиям для заемщиков, имеющих льготные автокредиты или собирающихся их взять, рассказали «Новости Банков» топ-менеджеры банков, активно работающих на рынке автокредитования. Программа льготного автокредитования была запущена в апреле 2015 года. В ее рамках государство субсидирует банкам две трети ключевой ставки ЦБ (сейчас — 11%). Максимальная ставка по кредитам ограничена сверху: не более 10 процентных пунктов к ключевой ставке (сейчас — не более 21%). Среди прочих условий: кредиты должны быть выданы в рублях физлицам на приобретение новых автомобилей, стоимость которых не может превышать 1 млн руб., а полная масса — 3,5 т, первоначальный взнос — не менее 30%, максимальный срок кредитования — три года. За 11 месяцев 2015 года, по данным Frank Research, банки выдали автокредиты на сумму 213 млрд руб. По Налоговому кодексу, материальная выгода определяется как экономия на процентах за пользование заемными средствами. Она возникает, если проценты по кредиту ниже, чем две трети ставки рефинансирования,— с разницы платится НДФЛ. Учитывая, что при приравнивании ставки рефинансирования к ключевой ставке планка для определения материальной выгоды поднялась (раньше налогом облагалась выгода по кредитам, привлеченным по ставке ниже 5,5% годовых, теперь — под 7,3%), налогооблагаемая разница автоматически увеличилась, объясняет директор розничного бизнеса Андрей Коченков из МС-банка Рус. Банки частично попытались нивелировать налоговые риски заемщиков, подняв ставки по кредитам, однако помогло это далеко не всем. «С 1 января 2016 года банки подняли минимальные ставки по новым кредитам выше 7,3% годовых, чтобы освободить клиентов от неожиданной налоговой нагрузки (по мнению банкиров, повышенные, но заранее известные проценты менее болезненны для граждан, чем неожиданно возникающий налог.— «Новости Банков»), однако по льготным займам, взятым ранее, клиентам придется платить налог начиная с налога за 2016 год и до момента погашения кредита»,— подтвердил вице-президент ВТБ 24 Алексей Токарев. Минимальные ставки по льготным автокредитам в прошлом году, по словам участникам рынка, составляли 5,5–6% годовых. «Таким образом, клиенту, имеющему льготный автокредит, придется заплатить налог с разницы между его ставкой и 7,3% по итогам 2016 года,— уточняет господин Токарев.— Средняя стоимость кредита в рамках программы составляла около 500 тыс. руб., максимальная — 1 млн руб., таким образом, цена вопроса для клиентов составит от чуть менее 1 тыс. руб. до нескольких тысяч рублей в год». Затраты не столько велики, сколько непредвиденны, а учитывая, что льготные автокредиты выдаются в рамках программы господдержки, это может иметь негативный репутационный эффект для нее, предупреждают эксперты. Поскольку ставка рефинансирования приравнена к ключевой только с 2016 года, по итогам прошлого года налог платить не придется, подтверждает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Шансов оспорить такой налог у заемщика нет, считает он: «Изменился не налог, а ставка, от которой он считается, и даже если предположить, что изменения относятся к налогу, то он изменился на будущее, а не ретроспективно, а это допускается. Ухудшающие положение налогоплательщика изменения не могут распространяться на прошлые периоды». При этом сама замена ставок в законодательстве логична и давно требовалась, уточняют юристы. «Ставка рефинансирования не отражала экономической составляющей в своем назначении и не несла смысловой нагрузки, поэтому логично было ее заменить на более реальную — ключевую»,— отмечает руководитель юридического департамента Ланта-банка Дмитрий Шевченко. Вопрос подстраховки людей в этом случае от налоговых рисков, судя по всему, для властей — риторический. По оценкам банкиров, налоговые последствия могут возникнуть у десятков тысяч заемщиков. Как их нивелировать по ранее выданным кредитам, они не знают. «Мы сейчас думаем о вариантах действий, пока четких решений нет, также мы планируем запросить по этому вопросу мнение ЦБ»,— сообщил Алексей Токарев. В ЦБ не комментируют запросы банков до их получения. Юлия Локшина, Ксения Дементьева Всего документов: 1 2