Поправки к основному закону Украины быстро принять не получится
Власти Украины резко сменили тактику в отношении поправок к конституции в части децентрализации, принятие которых — одно из условий минских договоренностей по урегулированию в Донбассе. Если на прошлой неделе упор делался на то, чтобы убедить депутатов Рады проголосовать за изменения до конца этой сессии парламента, то теперь вопрос ставится иначе: и президент Петр Порошенко, и премьер Арсений Яценюк высказались за то, чтобы отложить принятие конституционных поправок. Выполнение их новых требований может занять не менее полугода. В Москве и самопровозглашенных республиках Донбасса такой подход сочли саботажем минского процесса.
В интервью украинским телеканалам президент Петр Порошенко обнародовал несколько предварительных условий, без выполнения которых поправки к конституции не могут быть приняты. Во-первых, прекращение огня и «долгий период полной тишины», который, по словам господина Порошенко, «должна обеспечить Россия». Во-вторых, «полный и беспрепятственный доступ» наблюдателей ОБСЕ к местам хранения вооружений, а также к не контролируемому Украиной участку границы с РФ, чтобы «прекратить проникновение иностранных войск и военной техники». В-третьих, отмена результатов выборов (в самопровозглашенных ЛНР и ДНР) 2 ноября 2014 года. В-четвертых, «освобождение заложников» и решение «ряда политических вопросов» (каких именно, президент не уточнил).
Одновременно с главой государства на ту же тему высказался премьер-министр Арсений Яценюк. Он потребовал вынести вопрос о конституционных поправках на референдум. «Настало время, чтобы украинский народ сказал свое слово, какой должна быть новая украинская конституция в новой европейской Украине. Никто, кроме народа Украины, не имеет права определять, каким будет основной закон»,— убежден премьер. Аналогичную позицию занял глава МВД Арсен Аваков, представляющий, как и господин Яценюк, партию «Народный фронт». «Фундаментальные изменения в конституции не могут решаться в кулуарах парламента или на переговорах в иностранных столицах. Единственным условием голосования фракции “Народного фронта” по важнейшим вопросам конституции может быть вердикт референдума украинцев. Никак иначе»,— написал господин Аваков на своей странице в Facebook.
ВЛАСТЬ НАРОДА! Кому-то не понравилось обсуждать с народом конституцию? Растерялись от предложения Арсения по референд...
Опубликовано Арсеном Аваковым 24 января 2016 г.
Между тем еще на прошлой неделе и соратники президента, и представители команды премьера делали ставку на то, что изменения в основной закон должны быть внесены в ближайшее время — до начала следующей сессии Рады 2 февраля. С целью собрать необходимое для этого конституционное большинство (300 голосов) на многих парламентариев, как они сами рассказали «Новости Банков», оказывалось беспрецедентное давление, в том числе со стороны западных дипломатов.
По мнению информированных источников «Новости Банков» в Киеве, столь резкая смена акцентов вызвана тем, что, несмотря на все усилия, властям не удалось обеспечить себе твердую поддержку 300 депутатов. И теперь, как утверждает один из собеседников «Новости Банков» в Верховной раде, представляющий правящее большинство, «Порошенко и Яценюк пытаются сохранить лицо в глазах Запада, выдвигая юридические и политические аргументы, почему конституционные поправки не могут быть приняты прямо сейчас».
В своем телеинтервью президент Порошенко дал понять, что не считает откладывание голосования по поправкам к конституции срывом минского процесса со стороны Украины. Напротив, он подтвердил свою приверженность изменениям в основной закон, но не прямо сейчас, а в течение 2016 года: «Я не дам отменить голосование по изменениям в конституцию, я уверен в парламенте, я уверен в депутатах».
«Президент явно затягивает ситуацию. Ему нужен люфт в полгода, и сейчас он вполне может этот люфт получить. Поводом для откладывания голосования по конституционным поправкам может стать хотя бы то, что стрельба в Донбассе по-прежнему продолжается»,— заявил «Новости Банков» депутат от Радикальной партии Игорь Попов.
Его коллега-депутат, представляющий в Раде правящий «Блок Петра Порошенко» (БПП), но попросивший не называть его имени, пояснил «Новости Банков»: «Президент был вынужден отложить голосование за конституционную реформу, так как голосов в парламенте в ее поддержку не набиралось. Теперь официальная позиция будет сформулирована так: Рада приступит к этому вопросу только после выполнения остальных пунктов минских договоренностей, например прекращения огня. Именно такой станет сейчас исходная позиция для торга Киева с западными партнерами».
Источник же «Новости Банков» в администрации Петра Порошенко настроен оптимистически. «Президент тактически переиграл депутатов,— убежден он.— Парламентарии думали, что президент будет их ломать через колено в поисках 300 голосов, спешить, идти на чрезмерные уступки. Теперь же появляется возможность принимать поправки в спокойном режиме, параллельно отстаивая интересы Украины».
Власти самопровозглашенных народных республик Донецка и Луганска заявления украинских лидеров восприняли резко критически, обвинив их в попытках «искусственного затягивания политического процесса». В частности, полпред ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего заявил «Интерфаксу», что представление на референдум не согласованных с представителями Донецка и Луганска поправок будет расцениваться ими как нарушение Киевом «комплекса мер» по урегулированию в Донбассе.
В Москве с таким подходом согласны. Зампред комитета Госдумы по международным делам Александр Романович в интервью «РИА Новости» обвинил Петра Порошенко в попытке торпедировать минские соглашения, с тем чтобы в конечном итоге обвинить в этом Россию. С этим согласен глава комитета Думы по делам СНГ Леонид Слуцкий, по мнению которого президент Украины лишь имитирует стремление к выполнению минских договоренностей.
Что касается заявлений Арсения Яценюка и Арсена Авакова с требованием референдума, то близкий к Кремлю политолог Алексей Чеснаков призвал «Новости Банков» не относиться к этим словам всерьез. «Это похоже на обыкновенную “разводку”, которая должна показать, что в Киеве есть более жесткие требования к процедуре принятия поправок к конституции, чем у БПП,— считает господин Чеснаков.— У “Народного фронта” нет самостоятельных ресурсов, чтобы продавить решение о таком референдуме. Все понимают, что это длительный и сложный процесс, который увеличивает для Украины риск окончательной потери Донбасса».
После провозглашения независимости Украины общенациональный референдум в стране проходил лишь однажды, в апреле 2000 года, по инициативе тогдашнего президента Леонида Кучмы. Избиратели положительно ответили на все четыре вопроса, в том числе о переходе к двухпалатному парламенту и об ограничении депутатской неприкосновенности. Впрочем, результаты волеизъявления Верховная рада проигнорировала — ни одно из изменений реализовано не было. В дальнейшем, когда возникала необходимость в конституционных поправках, для их утверждения к референдуму не прибегали. Эта процедура проходила в Раде, как, например, так называемая политреформа, утвержденная 8 декабря 2004 года, в разгар первого Майдана, и существенно урезавшая президентские полномочия.
Максим Юсин, Илья Барабанов; Янина Соколовская, Киев
Поправки к основному закону Украины быстро принять не получится Власти Украины резко сменили тактику в отношении поправок к конституции в части децентрализации, принятие которых — одно из условий минских договоренностей по урегулированию в Донбассе. Если на прошлой неделе упор делался на то, чтобы убедить депутатов Рады проголосовать за изменения до конца этой сессии парламента, то теперь вопрос ставится иначе: и президент Петр Порошенко, и премьер Арсений Яценюк высказались за то, чтобы отложить принятие конституционных поправок. Выполнение их новых требований может занять не менее полугода. В Москве и самопровозглашенных республиках Донбасса такой подход сочли саботажем минского процесса. В интервью украинским телеканалам президент Петр Порошенко обнародовал несколько предварительных условий, без выполнения которых поправки к конституции не могут быть приняты. Во-первых, прекращение огня и «долгий период полной тишины», который, по словам господина Порошенко, «должна обеспечить Россия». Во-вторых, «полный и беспрепятственный доступ» наблюдателей ОБСЕ к местам хранения вооружений, а также к не контролируемому Украиной участку границы с РФ, чтобы «прекратить проникновение иностранных войск и военной техники». В-третьих, отмена результатов выборов (в самопровозглашенных ЛНР и ДНР) 2 ноября 2014 года. В-четвертых, «освобождение заложников» и решение «ряда политических вопросов» (каких именно, президент не уточнил). Одновременно с главой государства на ту же тему высказался премьер-министр Арсений Яценюк. Он потребовал вынести вопрос о конституционных поправках на референдум. «Настало время, чтобы украинский народ сказал свое слово, какой должна быть новая украинская конституция в новой европейской Украине. Никто, кроме народа Украины, не имеет права определять, каким будет основной закон»,— убежден премьер. Аналогичную позицию занял глава МВД Арсен Аваков, представляющий, как и господин Яценюк, партию «Народный фронт». «Фундаментальные изменения в конституции не могут решаться в кулуарах парламента или на переговорах в иностранных столицах. Единственным условием голосования фракции “Народного фронта” по важнейшим вопросам конституции может быть вердикт референдума украинцев. Никак иначе»,— написал господин Аваков на своей странице в Facebook. ВЛАСТЬ НАРОДА! Кому-то не понравилось обсуждать с народом конституцию? Растерялись от предложения Арсения по референд.Опубликовано Арсеном Аваковым 24 января 2016 г.Между тем еще на прошлой неделе и соратники президента, и представители команды премьера делали ставку на то, что изменения в основной закон должны быть внесены в ближайшее время — до начала следующей сессии Рады 2 февраля. С целью собрать необходимое для этого конституционное большинство (300 голосов) на многих парламентариев, как они сами рассказали «Новости Банков», оказывалось беспрецедентное давление, в том числе со стороны западных дипломатов. По мнению информированных источников «Новости Банков» в Киеве, столь резкая смена акцентов вызвана тем, что, несмотря на все усилия, властям не удалось обеспечить себе твердую поддержку 300 депутатов. И теперь, как утверждает один из собеседников «Новости Банков» в Верховной раде, представляющий правящее большинство, «Порошенко и Яценюк пытаются сохранить лицо в глазах Запада, выдвигая юридические и политические аргументы, почему конституционные поправки не могут быть приняты прямо сейчас». В своем телеинтервью президент Порошенко дал понять, что не считает откладывание голосования по поправкам к конституции срывом минского процесса со стороны Украины. Напротив, он подтвердил свою приверженность изменениям в основной закон, но не прямо сейчас, а в течение 2016 года: «Я не дам отменить голосование по изменениям в конституцию, я уверен в парламенте, я уверен в депутатах». «Президент явно затягивает ситуацию. Ему нужен люфт в полгода, и сейчас он вполне может этот люфт получить. Поводом для откладывания голосования по конституционным поправкам может стать хотя бы то, что стрельба в Донбассе по-прежнему продолжается»,— заявил «Новости Банков» депутат от Радикальной партии Игорь Попов. Его коллега-депутат, представляющий в Раде правящий «Блок Петра Порошенко» (БПП), но попросивший не называть его имени, пояснил «Новости Банков»: «Президент был вынужден отложить голосование за конституционную реформу, так как голосов в парламенте в ее поддержку не набиралось. Теперь официальная позиция будет сформулирована так: Рада приступит к этому вопросу только после выполнения остальных пунктов минских договоренностей, например прекращения огня. Именно такой станет сейчас исходная позиция для торга Киева с западными партнерами». Источник же «Новости Банков» в администрации Петра Порошенко настроен оптимистически. «Президент тактически переиграл депутатов,— убежден он.— Парламентарии думали, что президент будет их ломать через колено в поисках 300 голосов, спешить, идти на чрезмерные уступки. Теперь же появляется возможность принимать поправки в спокойном режиме, параллельно отстаивая интересы Украины». Власти самопровозглашенных народных республик Донецка и Луганска заявления украинских лидеров восприняли резко критически, обвинив их в попытках «искусственного затягивания политического процесса». В частности, полпред ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего заявил «Интерфаксу», что представление на референдум не согласованных с представителями Донецка и Луганска поправок будет расцениваться ими как нарушение Киевом «комплекса мер» по урегулированию в Донбассе. В Москве с таким подходом согласны. Зампред комитета Госдумы по международным делам Александр Романович в интервью «РИА Новости» обвинил Петра Порошенко в попытке торпедировать минские соглашения, с тем чтобы в конечном итоге обвинить в этом Россию. С этим согласен глава комитета Думы по делам СНГ Леонид Слуцкий, по мнению которого президент Украины лишь имитирует стремление к выполнению минских договоренностей. Что касается заявлений Арсения Яценюка и Арсена Авакова с требованием референдума, то близкий к Кремлю политолог Алексей Чеснаков призвал «Новости Банков» не относиться к этим словам всерьез. «Это похоже на обыкновенную “разводку”, которая должна показать, что в Киеве есть более жесткие требования к процедуре принятия поправок к конституции, чем у БПП,— считает господин Чеснаков.— У “Народного фронта” нет самостоятельных ресурсов, чтобы продавить решение о таком референдуме. Все понимают, что это длительный и сложный процесс, который увеличивает для Украины риск окончательной потери Донбасса». После провозглашения независимости Украины общенациональный референдум в стране проходил лишь однажды, в апреле 2000 года, по инициативе тогдашнего президента Леонида Кучмы. Избиратели положительно ответили на все четыре вопроса, в том числе о переходе к двухпалатному парламенту и об ограничении депутатской неприкосновенности. Впрочем, результаты волеизъявления Верховная рада проигнорировала — ни одно из изменений реализовано не было. В дальнейшем, когда возникала необходимость в конституционных поправках, для их утверждения к референдуму не прибегали. Эта процедура проходила в Раде, как, например, так называемая политреформа, утвержденная 8 декабря 2004 года, в разгар первого Майдана, и существенно урезавшая президентские полномочия. Максим Юсин, Илья Барабанов; Янина Соколовская, Киев