Тарифообразование - это постоянный процесс, это не только повышение, но также сдерживание и понижение их.
, Правительство приступило к реализации «Программы по тарифной политике в сферах естественных монополий в Республике Казахстан до 2020 года», сообщает Аtameken.info. Напомним, что сама Программа по тарифной политике в сферах естественных монополий в Республике Казахстан до 2020 года была принята еще в декабре прошлого года, однако в прошлом проходила тестирование на уровне пилотных проектов. В данной Программе определены системные проблемы регулируемой сферы. Это прежде всего отсутствие возможности применения современных методов регулирования; малое количество субъектов, работающих по предельным (среднесрочным и долгосрочным) тарифам и, как следствие, нестабильность и непредсказуемость роста тарифов, наличие административных барьеров в виде сложности процедуры подачи в регулирующий орган заявок субъектов на рассмотрение и утверждение тарифов и тарифных смет и инвестиционных программ, высокая степень государственного регулирования сфер естественных монополий, неинформированность потребителей о причинах и обоснованности роста тарифов и эффективном использовании средств потребителей, а так же неиспользование субъектами инструментов по привлечению заемных средств. Ключевой идеей, заложенной в программе, которая должна изменить ситуацию в отрасли является переход на долгосрочное тарифообразование. Необходимо, что метод долгосрочных инвестиционных тарифов уже применялся в Казахстане в сфере производства электроэнергии и позволил достичь серьезных положительных результатов. «В основу формирования коммунального тарифа заложен главный постулат - обеспечить интересы потребителей. В связи с чем, осуществлен переход на долгосрочный тариф» - считает министр национальной экономики Ерболат Досаев. В целом при переходе на долгосрочные инвестиционные тарифы будут учитываться следующие факторы. Это учет положений различных Плановых документов (разрабатываемый Комплексный план по теплоснабжению до 2025 года, Комплексный план по внедрению новых механизмов тарифообразования на воду, меморандумы по газификации регионов между акиматами и АО «КазТрансГаз Аймак»), изменение оптовых цен на газ (изменение 1 раз в полугодие), прогноз роста тарифов на электроэнергию. Кроме того, тарифы будут рассматриваться с учетом привлечения кредитных средств международных финансовых организаций. Это запланированные в 2016 годах проекты ЕБРР, АБР, а также инвестиции из республиканского бюджета. Вместе с тем, по мнению авторов программы, будет соблюдаться равномерный рост нагрузки на потребителя, т.е. «конечный чек» общей оплаты за коммунальные услуги должен быть предсказуем. При этом, вклад в инфляцию от регулируемых услуг с учетом долгосрочных инвестиционных тарифов будет находиться в коридоре 1,2-1,4% в течение следующих 5 лет. Например, по данным МНЭ, если рассмотреть сферу водоснабжения, основной рост тарифов прогнозируется в 2015-2016 годы в среднем на 8,7-14,4% (вклад в инфляцию 1,2-1,4%), в последующие годы – порядка 8%. В МНЭ это объясняют тем, что данная услуга оказывает наименее существенную нагрузку в «конечном чеке» для потребителей и субъекты в этой сфере более подготовлены к введению долгосрочных инвестиционных тарифов. В свою очередь, в сфере теплоснабжения, тариф в основном будет расти, начиная с 2017 года. В среднем рост составит 15-19% в год. В результате, при сохранении умеренного роста тарифов, прогнозируется снижение износа сетей теплоснабжения с 70% до 61,4% до 2020 года, водоснабжения – с 66% до 45,5%. Если же говорить не о теории, а о практике, то, по данным МНЭ, в 2015 году введены долгосрочные тарифы 21 субъекту (8 - в водохозяйственной системе, 8 - в сфере теплоснабжения и 5 - в сфере газоснабжения). С 1 января 2016 года долгосрочные тарифы утверждены 62–м субъектам (9 - в водохозяйственной системе, 17 - в сфере теплоснабжения, 3 - в сфере газоснабжения, 21 – РЭК и 12 - ЭСО). «Тарифообразование – это постоянный процесс, это не только повышение, но также сдерживание и понижение их. Так, в 2016 году в некоторых регионах произойдет снижение тарифа на э/энергию и на прежнем уровне останется тариф на холодную воду, отопление и э/энергию. К примеру, на прежнем уровне останется тариф на холодную воду в Атырауской, Кызылординской, Мангистауской областях, без изменений останется тариф на отопление в Акмолинской, Кызылординской областях. При этом, средний рост тарифов для населения не превышает 10 – 20 %» - считает Ерболат Досаев. Что касается непосредственно сфер, где будут применены новые механизмы тарифообразования, то в 2016 году изменятся тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в 10 регионах республики (г. Астана, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, ВКО, ЗКО, ЮКО, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская области). В МНЭ изменение данных тарифов объясняют повышением цен на топливо, сырье, материалы и услуги в нерегулируемых секторах экономики. В целом же инвестпрограмма в отрасли составляет сумму в размере порядка 68,3 млрд тенге. С 1 января 2016 года цены на товарный газ изменились в 3-х регионах: в ЮКО – на 2%, Жамбылской – на 7%, Актюбинской – на 10%, что связано с введением предельных тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям и реализацией инвестпрограмм на сумму 46,192 млр. тенге. В 2016 году изменятся тарифы на тепловую энергию в 9 регионах (г. Астана, Карагандинская обл., Атырауская обл., ВКО, ЗКО, СКО, Актюбинская обл., Павлодарская обл., Жамбылская обл.).При этом, тариф для населения в среднем изменится от 6 до 20 %. Причина изменения тарифа: рост цен на производство э/энергии на станциях, топливо, сырье, материалы, услуги в нерегулируемых секторах экономики, налоги. С 1 января 2016 года цены на э/энергию изменились в 11-ти регионах: в Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Костанайской, Мангистауской, Карагандинской, Павлодарской, СКО, ЮКО и городах Астана и Алматы. При этом, прирост среднеотпускного тарифа на э/энергию составил минимально в Жамбылской области – 0,15 тиын и максимально в Мангистауской области – 1,2 тенге кВт/ч без НДС. В целом, по замыслу авторов программы, в рамках вводимых долгосрочных инвестиционных тарифов со сроком действия 5 и более лет на услуги СЕМ объем инвестиций за период 2015-2020 годы в сферах естественных монополий и регулируемых рынков составит около 2,1 триллионов тенге. «Кроме того, рост тарифов осуществляется с учетом коридора инфляции. По статистическим данным совокупный вклад тарифов на регулируемые услуги в инфляцию за 2015 год составил 0,998%. Работа Министерства проводится строго в рамках установленного СЭП коридора инфляции 1,2%», - подчеркнул Ерболат Досаев. Александр Константинов
Тарифообразование - это постоянный процесс, это не только повышение, но также сдерживание и понижение их. , Правительство приступило к реализации «Программы по тарифной политике в сферах естественных монополий в Республике Казахстан до 2020 года», сообщает Аtameken.info. Напомним, что сама Программа по тарифной политике в сферах естественных монополий в Республике Казахстан до 2020 года была принята еще в декабре прошлого года, однако в прошлом проходила тестирование на уровне пилотных проектов. В данной Программе определены системные проблемы регулируемой сферы. Это прежде всего отсутствие возможности применения современных методов регулирования; малое количество субъектов, работающих по предельным (среднесрочным и долгосрочным) тарифам и, как следствие, нестабильность и непредсказуемость роста тарифов, наличие административных барьеров в виде сложности процедуры подачи в регулирующий орган заявок субъектов на рассмотрение и утверждение тарифов и тарифных смет и инвестиционных программ, высокая степень государственного регулирования сфер естественных монополий, неинформированность потребителей о причинах и обоснованности роста тарифов и эффективном использовании средств потребителей, а так же неиспользование субъектами инструментов по привлечению заемных средств. Ключевой идеей, заложенной в программе, которая должна изменить ситуацию в отрасли является переход на долгосрочное тарифообразование. Необходимо, что метод долгосрочных инвестиционных тарифов уже применялся в Казахстане в сфере производства электроэнергии и позволил достичь серьезных положительных результатов. «В основу формирования коммунального тарифа заложен главный постулат - обеспечить интересы потребителей. В связи с чем, осуществлен переход на долгосрочный тариф» - считает министр национальной экономики Ерболат Досаев. В целом при переходе на долгосрочные инвестиционные тарифы будут учитываться следующие факторы. Это учет положений различных Плановых документов (разрабатываемый Комплексный план по теплоснабжению до 2025 года, Комплексный план по внедрению новых механизмов тарифообразования на воду, меморандумы по газификации регионов между акиматами и АО «КазТрансГаз Аймак»), изменение оптовых цен на газ (изменение 1 раз в полугодие), прогноз роста тарифов на электроэнергию. Кроме того, тарифы будут рассматриваться с учетом привлечения кредитных средств международных финансовых организаций. Это запланированные в 2016 годах проекты ЕБРР, АБР, а также инвестиции из республиканского бюджета. Вместе с тем, по мнению авторов программы, будет соблюдаться равномерный рост нагрузки на потребителя, т.е. «конечный чек» общей оплаты за коммунальные услуги должен быть предсказуем. При этом, вклад в инфляцию от регулируемых услуг с учетом долгосрочных инвестиционных тарифов будет находиться в коридоре 1,2-1,4% в течение следующих 5 лет. Например, по данным МНЭ, если рассмотреть сферу водоснабжения, основной рост тарифов прогнозируется в 2015-2016 годы в среднем на 8,7-14,4% (вклад в инфляцию 1,2-1,4%), в последующие годы – порядка 8%. В МНЭ это объясняют тем, что данная услуга оказывает наименее существенную нагрузку в «конечном чеке» для потребителей и субъекты в этой сфере более подготовлены к введению долгосрочных инвестиционных тарифов. В свою очередь, в сфере теплоснабжения, тариф в основном будет расти, начиная с 2017 года. В среднем рост составит 15-19% в год. В результате, при сохранении умеренного роста тарифов, прогнозируется снижение износа сетей теплоснабжения с 70% до 61,4% до 2020 года, водоснабжения – с 66% до 45,5%. Если же говорить не о теории, а о практике, то, по данным МНЭ, в 2015 году введены долгосрочные тарифы 21 субъекту (8 - в водохозяйственной системе, 8 - в сфере теплоснабжения и 5 - в сфере газоснабжения). С 1 января 2016 года долгосрочные тарифы утверждены 62–м субъектам (9 - в водохозяйственной системе, 17 - в сфере теплоснабжения, 3 - в сфере газоснабжения, 21 – РЭК и 12 - ЭСО). « Тарифообразование – это постоянный процесс, это не только повышение, но также сдерживание и понижение их. Так, в 2016 году в некоторых регионах произойдет снижение тарифа на э/энергию и на прежнем уровне останется тариф на холодную воду, отопление и э/энергию. К примеру, на прежнем уровне останется тариф на холодную воду в Атырауской, Кызылординской, Мангистауской областях, без изменений останется тариф на отопление в Акмолинской, Кызылординской областях. При этом, средний рост тарифов для населения не превышает 10 – 20 %» - считает Ерболат Досаев. Что касается непосредственно сфер, где будут применены новые механизмы тарифообразования, то в 2016 году изменятся тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в 10 регионах республики (г. Астана, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, ВКО, ЗКО, ЮКО, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская области). В МНЭ изменение данных тарифов объясняют повышением цен на топливо, сырье, материалы и услуги в нерегулируемых секторах экономики. В целом же инвестпрограмма в отрасли составляет сумму в размере порядка 68,3 млрд тенге. С 1 января 2016 года цены на товарный газ изменились в 3-х регионах: в ЮКО – на 2%, Жамбылской – на 7%, Актюбинской – на 10%, что связано с введением предельных тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям и реализацией инвестпрограмм на сумму 46,192 млр. тенге. В 2016 году изменятся тарифы на тепловую энергию в 9 регионах (г. Астана, Карагандинская обл., Атырауская обл., ВКО, ЗКО, СКО, Актюбинская обл., Павлодарская обл., Жамбылская обл.).При этом, тариф для населения в среднем изменится от 6 до 20 %. Причина изменения тарифа: рост цен на производство э/энергии на станциях, топливо, сырье, материалы, услуги в нерегулируемых секторах экономики, налоги. С 1 января 2016 года цены на э/энергию изменились в 11-ти регионах: в Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Костанайской, Мангистауской, Карагандинской, Павлодарской, СКО, ЮКО и городах Астана и Алматы. При этом, прирост среднеотпускного тарифа на э/энергию составил минимально в Жамбылской области – 0,15 тиын и максимально в Мангистауской области – 1,2 тенге кВт/ч без НДС. В целом, по замыслу авторов программы, в рамках вводимых долгосрочных инвестиционных тарифов со сроком действия 5 и более лет на услуги СЕМ объем инвестиций за период 2015-2020 годы в сферах естественных монополий и регулируемых рынков составит около 2,1 триллионов тенге. «Кроме того, рост тарифов осуществляется с учетом коридора инфляции. По статистическим данным совокупный вклад тарифов на регулируемые услуги в инфляцию за 2015 год составил 0,998%. Работа Министерства проводится строго в рамках установленного СЭП коридора инфляции 1,2%», - подчеркнул Ерболат Досаев. Александр Константинов