Uber согласился с условиями столичного дептранса
Сервис такси Uber выполнит все условия столичных властей, чтобы избежать запрета на работу в Москве. Об этом «Коммерсантъ FM» сообщили в самой компании. Ранее в СМИ появилась информации о возможной остановке деятельности Uber в столице. По словам главы дептранса Максима Ликсутова, ведомство обратится в суд с соответствующим требованием, если агрегатор не согласится работать только с легальными таксистами, а также если не предоставит дептрансу так называемые треки, то есть информацию о передвижениях такси. Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников ответил на вопросы ведущей радио новостей Оксаны Барыкиной.
— Как вы считаете, насколько вероятно, что могут закрыть Uber?
— Я достаточно неплохо знаю федеральное законодательство в области такси и даже принимал участие в написании некоторых федеральных законов, которые эту деятельность регулируют, в частности, 69-го федерального закона, по которому сегодня все таксисты в стране работают. Я что-то не припоминаю, что у федерального законодательства есть обязательное требование заключать некие соглашения с органами власти субъектов Российской Федерации.
— То есть это не основание для закрытия, то, что сейчас происходит?
— Может быть, еще какие-то новшества появились, но я-то руку на пульсе держу — таких требований, еще раз подчеркиваю, в федеральном законодательстве нет. Судя по всему, там два требования — передавать заказы только легальным таксистам, совершенно справедливое требование, которое сегодня никак не урегулировано федеральным законодательством, но уже полтора года в Государственной думе находится проект федерального закона, который был принят 15 сентября 2014 года, «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров или багажа легковыми автомобилями такси». Там предполагается такая норма, и не только законодателями, но и массовыми обсуждениями этого законопроекта на различных форумах таксистов.
Я присутствовал и в Санкт-Петербурге, и в Ялте на международных и региональных форумах.
Единое требование всего таксомоторного сообщества, классического таксомоторного сообщества — это прописать действительно прямую норму, что за передачу заказа перевозчику, который не имеет официального разрешения на деятельность такси, следуют серьезные штрафы, причем эти штрафы должны быть в разы больше, чем штрафы, допустим, за сам по себе нелегальный извоз на водителей.— А другие компании сейчас соблюдают эти соглашения?
— Когда в 2011 году принимался 69-й закон, никаких этих сетевых агрегаторов вообще не было, и поэтому не было необходимости их прописывать в федеральном законодательстве. Законодатели посчитали, что эти услуги являются агентскими. Что такое сегодня этот агрегатор? Это некий посредник между перевозчиком и пассажиром, или, как по-научному, между фрахтователем и фрахтовщиком. И все они были прописаны в Гражданском кодексе в рамках агентских соглашений, агентских договоров, и не было необходимости именно для такси прописывать какие-то особенности. За этот период с 2011 по 2015 год и в мире, и в России появились эти сетевые агрегаторы, которые некую новую технологическую внесли тему в деятельность такси, и сейчас законодатели отреагировали этим новым законопроектом.
— Да, но почему-то говорят только про Uber, значит, у других есть эти соглашения? Я вот пытаюсь понять, почему к Uber?
— Да, давайте посмотрим следующее требование, которое департамент транспорта предъявляет к такого рода агрегаторам, — передавать…
— Про треки, да?
— Да, передавать треки. Это, мне кажется, дополнительная совершенно услуга, кстати, когда еще только «Яндекс» в это дело вступал, было предложение даже доплачивать таксистам, если таксист установит на своих машинах специальное оборудование, которое позволяло бы отслеживать треки и каким-то образом вычислять загруженность улично-дорожной сети, то есть это была такая платная услуга именно таксистам. Теперь это ставится как обязательное требование от этих же самых таксистов.
Я на 100% обеими руками поддерживаю требование, и оно будет прописано обязательно в законодательстве, что передача заказа только имеющим разрешения. По поводу передачи треков: я серьезно изучал тему «Платона», наверное, у всех она на слуху, и там очень многие грузовые транспортные компании отказывались ставить на свои машины эти так называемые трекеры, которые тоже могли отслеживать, исключительно потому, что этот трекер отслеживал передвижение автомобиля не только по федеральным дорогам, но и по всем остальным региональным дорогам, то есть все трассы следования всех автомобилей попадали в какие-то системы, и перевозчикам это не очень нравилось.
Второй могу пример привести: совсем недавно в Министерстве транспорта была презентация новых возможностей так называемой системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая изначально была предусмотрена только для оказания экстренной медицинской и технической помощи в случае наступления каких-то там дорожно-транспортных происшествий. Но выясняется, что там есть скрытые возможности точно так же запоминать в системе все пути следования автомобиля. А с учетом того, что ЭРА-ГЛОНАСС будут не только коммерческие автомобили, но и личные автомобили оборудованы, возникает вопрос, а с какой это стати кто-то должен знать мое передвижение по территории страны?
— Но так мы и не поняли, только к Uber эти требования или к другим компаниям тоже?
— Нет, судя по тому, что в интернете написано, с рядом других крупных агрегаторов такие соглашения заключены. Только надо понять, смотрите, с «Яндекс.Такси» ведь есть еще и другие взаимоотношения: сегодня балльность пробок в Москве, которая официально публикуется, насколько мне известно идет от «Яндекса», поэтому вполне возможно, что здесь как бы взаимный интерес чиновников транспортных служб…
— Прослеживается?
— Да-да, чтобы это отслеживать и получать более качественную информацию. И, наверное, чем больше транспортных средств будет такими системами оборудовано, может быть, эта информация будет более качественная. Но какой это будет симбиоз? Если сегодня за все это отвечает перед правительством «Яндекс», то как информация, которая будет поступать от других агрегаторов, будет укладываться вот в эту оценку балльности, загруженности общей дорожной сети? Поэтому требования заключать такого рода соглашения в федеральном законе я пока не вижу. Хотя я, например, против этих сетевых агрегаторов.
— Но за легальных, да, мы помним.