Ошибка хипстера - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

Ошибка хипстера - «Финансы»



Ошибка хипстера - «Финансы»



Держателям карт сервиса «Рокетбанк» теперь придется возвращать свои деньги из проблемного банка-партнера «Интеркоммерц», приостановившего операции. Что стоит знать пользователям таких сервисов?



Банковский сервис «Рокетбанк» 28 января разослал своим клиентам сообщение, что у его партнера — банка «Интеркоммерц» (36-е место по объемам средств физлиц — 68,4 млрд руб.) — возникли проблемы с ликвидностью. Ранее несколько предпринимателей жаловались на проблемы с проведением платежей. Как выяснилось позже, банк «Интеркоммерц» получил предписание Центробанка о проведении докапитализации на 3 млрд руб.



«Рокетбанк» посоветовал держателям своих карт как можно скорее перевести деньги на счета в других банках. «На тот момент системы переводов и обслуживания карт работали в нормальном режиме, банк выполнял поручения. Был шанс, что все клиенты Рокетбанка смогут вывести и обезопасить свои средства», — так «Рокетбанк» комментирует ситуацию на своем сайте.



В ответ на это «Интеркоммерц» отключил шлюз, через который шли все транзакции «Рокетбанка». С этого момента по картам последнего нельзя было провести ни одной операции: ни снять деньги в банкомате, ни расплатиться в магазине, ни перевести средства со счета на счет. На следующий день ЦБ назначил временную администрацию в банке «Интеркоммерц», и ему пришлось приостановить вообще все платежи.



Игра в банк



Проблемы у клиентов «Рокетбанка» возникли из-за того, что он, по сути, не является банком. Это онлайн-сервис банковских услуг. Владелец Тинькофф Банка Олег Тиньков даже призывал руководство «Рокетбанка» убрать слово «банк» из названия, чтобы не вводить клиентов в заблуждение. На сайте «Рокетбанка» говорится, что теперь его партнер — банк «Открытие», который, по данным РБК, собирался купить сервис за $4,5 млн. «Рокетбанк» — «оператор программы» «Открытие Рокет».



В России таких сервисов для частных клиентов единицы, отмечает гендиректор исследовательской компании Frank Research Group Юрий Грибанов. В их числе сервисы «Инстабанк», Ubank, а также Modulbank, специализирующийся на услугах для предпринимателей.



Лицензии на банковскую деятельность у таких продуктов нет — это лишь посредники между клиентами и настоящим банком, говорит Грибанов. Для «Рокетбанка» базовые банки — это «Открытие» и банк «Интеркоммерц», для «Инстабанка» — Военно-промышленный банк (ВПБ), для Ubank — Райффайзенбанк, Банк Москвы и МДМ Банк, который выпускает карты пользователям сервиса. Банковские услуги для Modulbank предоставляет банк «Региональный кредит».



Как «Рокетбанку» удалось привлечь клиентов в небольшой коммерческий банк? «Эти банки позиционируют себя как сервисы с человеческим лицом, которые позволяют быстро решить все проблемы. Поэтому их клиентами становятся люди, которым важно ощущение сопричастности к чему-то передовому, аура стартап-тусовки», — предполагает Грибанов. Главное и, по сути, единственное отличие виртуальных банков от традиционных — ориентированность на клиентов, соглашается заместитель директора «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.



Генеральный директор «Рокетбанка» Виктор Лысенко согласен, что целевая аудитория «Интеркоммерца» полностью отличалась от аудитории сервиса. «Из наших клиентов в этот банк сами по себе пришли бы единицы», — заверяет он.



В то же время Лысенко уверен, что его клиенты знали, что де-факто их деньги будут находиться в банке «Интеркоммерц», — это прописывалось в договоре. По его мнению, их не беспокоило, что у банка могут возникнуть проблемы. «Рокетбанк» предлагает только карты, на которых редко держат сумму, превышающую страховую. Поэтому люди понимали, что эти деньги в любом случае не пропадут», — поясняет гендиректор сервиса.



«Рокетбанк», «Инстабанк» и Ubank предлагают услуги, которые можно найти и в обычных банках. В «Инстабанке» можно завести дебетовую карту с начислением 8% на остаток собственных средств. «Рокетбанк» предлагает оформить карту с 7,8% годовых и кешбэком от 1 до 10%. Ubank предлагает 7% на остаток средств на карте. Сервисы делают упор на бесплатное обслуживание карты (в течение первого года) и на возможность снимать деньги в банкомате без комиссии. Нестандартных банковских продуктов у этих приложений нет. По словам Лысенко, его клиентов привлекал в первую очередь сам сервис, а не необычные финансовые продукты.



Работа над ошибками



Прежде чем завести карту онлайн, нужно понять, с чем вы имеете дело — с традиционным банком либо с банковским сервисом, напоминает Грибанов из FRG. Определить это несложно: у сервиса нет лицензии на банковскую деятельность.



Следующий шаг — выяснить базовый банк для этого проекта — банк, в котором на самом деле будут храниться ваши деньги, отмечает Буздалин из «Интерфакс-ЦЭА». По его словам, при открытии счета надо оценивать надежность именно базового банка. Дополнительных рисков из-за того, что вы пользуетесь сервисом, возникнуть не должно, считает Грибанов.



На сайте «Рокетбанка» говорится, что его команда узнала о проблемах банка «Интеркоммерц» из СМИ. «Конечно, мы следили за рейтингами, но не подозревали, что у банка настолько серьезные проблемы», — подчеркивает гендиректор сервиса Виктор Лысенко.



Тревожный звонок



Намеки на то, что у «Интеркоммерца» вот-вот начнутся проблемы, все-таки были, считает кредитный аналитик S&P Виктор Никольский. По его словам, в банке была высокая концентрация кредитного портфеля и депозитной базы, и уход даже нескольких крупных вкладчиков-юрлиц мог спровоцировать серьезные проблемы.



В сентябре 2015 года агентство S&P подтвердило долгосрочный и краткосрочный рейтинги банка на уровне В- с негативным прогнозом. «Прогноз отражает наше мнение о том, что негативные тенденции [в банковской отрасли] могут ослабить кредитное качество [банка], в частности, его показатели ликвидности и капитализации», — говорилось в сообщении S&P.



В то же время простому вкладчику предвидеть такой сценарий было сложно: формально показатели ликвидности банка на конец 2015 года согласно отчетности по РСБУ выглядели очень неплохо, добавляет Никольский.



Что делать клиентам



Теперь клиентам «Рокетбанка» и банка «Интеркоммерц» придется дожидаться решения ЦБ. То, как клиенты смогут вернуть свои деньги, будет зависеть от развития ситуации с «Интеркоммерцем», говорит Лысенко. Либо ЦБ восстановит работу банка и он сохранит свои обязательства, либо в случае отзыва лицензии клиенты получат деньги через АСВ, если, конечно, сумма не превышает страховую — 1,4 млн руб., уточняет он.



На клиентов банковских сервисов распространяются те же правила, что и на клиентов обычных банков, добавляет Грибанов из FRG. По его словам, сегмент этих сервисов в России настолько мал, что в ближайшее время они вряд ли попадут в поле зрение ЦБ. А значит, и особой системы регулирования для них создано не будет — судьба клиентских денег так и останется в руках базового банка, заключил он.



Клиенты могут продолжить пользоваться сервисом «Рокетбанк». «Мы предложим им выпустить карту на базе банка «Открытие», с которым «Рокетбанк» заключил соглашение о партнерстве в ноябре 2015 года», — обещает Лысенко.



Партнер, инвестиционный директор фонда Life.Sreda (миноритарный акционер «Рокетбанка» и «Инстабанка») Игорь Песин не исключает, что проблемы в банке-партнере могут незначительно сказаться на имидже «Рокетбанка». «Рокетбанк» вырастил сильный бренд; возможно, клиенты могли воспринимать его именно как банк, а не сервис, и эти клиенты могут испытывать негатив к бренду. «Я думаю, что последствия если и будут, то они будут быстро устранены. Я бы не стал драматизировать», — заверяет он.


Держателям карт сервиса «Рокетбанк» теперь придется возвращать свои деньги из проблемного банка-партнера «Интеркоммерц», приостановившего операции. Что стоит знать пользователям таких сервисов? Банковский сервис «Рокетбанк» 28 января разослал своим клиентам сообщение, что у его партнера — банка «Интеркоммерц» (36-е место по объемам средств физлиц — 68,4 млрд руб.) — возникли проблемы с ликвидностью. Ранее несколько предпринимателей жаловались на проблемы с проведением платежей. Как выяснилось позже, банк «Интеркоммерц» получил предписание Центробанка о проведении докапитализации на 3 млрд руб. «Рокетбанк» посоветовал держателям своих карт как можно скорее перевести деньги на счета в других банках. «На тот момент системы переводов и обслуживания карт работали в нормальном режиме, банк выполнял поручения. Был шанс, что все клиенты Рокетбанка смогут вывести и обезопасить свои средства», — так «Рокетбанк» комментирует ситуацию на своем сайте. В ответ на это «Интеркоммерц» отключил шлюз, через который шли все транзакции «Рокетбанка». С этого момента по картам последнего нельзя было провести ни одной операции: ни снять деньги в банкомате, ни расплатиться в магазине, ни перевести средства со счета на счет. На следующий день ЦБ назначил временную администрацию в банке «Интеркоммерц», и ему пришлось приостановить вообще все платежи. Игра в банк Проблемы у клиентов «Рокетбанка» возникли из-за того, что он, по сути, не является банком. Это онлайн-сервис банковских услуг. Владелец Тинькофф Банка Олег Тиньков даже призывал руководство «Рокетбанка» убрать слово «банк» из названия, чтобы не вводить клиентов в заблуждение. На сайте «Рокетбанка» говорится, что теперь его партнер — банк «Открытие», который, по данным РБК, собирался купить сервис за $4,5 млн. «Рокетбанк» — «оператор программы» «Открытие Рокет». В России таких сервисов для частных клиентов единицы, отмечает гендиректор исследовательской компании Frank Research Group Юрий Грибанов. В их числе сервисы «Инстабанк», Ubank, а также Modulbank, специализирующийся на услугах для предпринимателей. Лицензии на банковскую деятельность у таких продуктов нет — это лишь посредники между клиентами и настоящим банком, говорит Грибанов. Для «Рокетбанка» базовые банки — это «Открытие» и банк «Интеркоммерц», для «Инстабанка» — Военно-промышленный банк (ВПБ), для Ubank — Райффайзенбанк, Банк Москвы и МДМ Банк, который выпускает карты пользователям сервиса. Банковские услуги для Modulbank предоставляет банк «Региональный кредит». Как «Рокетбанку» удалось привлечь клиентов в небольшой коммерческий банк? «Эти банки позиционируют себя как сервисы с человеческим лицом, которые позволяют быстро решить все проблемы. Поэтому их клиентами становятся люди, которым важно ощущение сопричастности к чему-то передовому, аура стартап-тусовки», — предполагает Грибанов. Главное и, по сути, единственное отличие виртуальных банков от традиционных — ориентированность на клиентов, соглашается заместитель директора «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин. Генеральный директор «Рокетбанка» Виктор Лысенко согласен, что целевая аудитория «Интеркоммерца» полностью отличалась от аудитории сервиса. «Из наших клиентов в этот банк сами по себе пришли бы единицы», — заверяет он. В то же время Лысенко уверен, что его клиенты знали, что де-факто их деньги будут находиться в банке «Интеркоммерц», — это прописывалось в договоре. По его мнению, их не беспокоило, что у банка могут возникнуть проблемы. «Рокетбанк» предлагает только карты, на которых редко держат сумму, превышающую страховую. Поэтому люди понимали, что эти деньги в любом случае не пропадут», — поясняет гендиректор сервиса. «Рокетбанк», «Инстабанк» и Ubank предлагают услуги, которые можно найти и в обычных банках. В «Инстабанке» можно завести дебетовую карту с начислением 8% на остаток собственных средств. «Рокетбанк» предлагает оформить карту с 7,8% годовых и кешбэком от 1 до 10%. Ubank предлагает 7% на остаток средств на карте. Сервисы делают упор на бесплатное обслуживание карты (в течение первого года) и на возможность снимать деньги в банкомате без комиссии. Нестандартных банковских продуктов у этих приложений нет. По словам Лысенко, его клиентов привлекал в первую очередь сам сервис, а не необычные финансовые продукты. Работа над ошибками Прежде чем завести карту онлайн, нужно понять, с чем вы имеете дело — с традиционным банком либо с банковским сервисом, напоминает Грибанов из FRG. Определить это несложно: у сервиса нет лицензии на банковскую деятельность. Следующий шаг — выяснить базовый банк для этого проекта — банк, в котором на самом деле будут храниться ваши деньги, отмечает Буздалин из «Интерфакс-ЦЭА». По его словам, при открытии счета надо оценивать надежность именно базового банка. Дополнительных рисков из-за того, что вы пользуетесь сервисом, возникнуть не должно, считает Грибанов. На сайте «Рокетбанка» говорится, что его команда узнала о проблемах банка «Интеркоммерц» из СМИ. «Конечно, мы следили за рейтингами, но не подозревали, что у банка настолько серьезные проблемы», — подчеркивает гендиректор сервиса Виктор Лысенко. Тревожный звонок Намеки на то, что у «Интеркоммерца» вот-вот начнутся проблемы, все-таки были, считает кредитный аналитик S возможно, клиенты могли воспринимать его именно как банк, а не сервис, и эти клиенты могут испытывать негатив к бренду. «Я думаю, что последствия если и будут, то они будут быстро устранены. Я бы не стал драматизировать», — заверяет он.
0
Другие новости

Это может то, что вы искали