Столичные власти снесли павильоны у метро
Как в Москве пытались упорядочить мелкую торговлю
История вопроса
Снос торговых палаток в Москве
Фотогалерея
Столичные власти в ночь на вторник провели демонтаж более полусотни торговых павильонов, ранее объявленных опасным самостроем. В мэрии говорят, что полномочия по демонтажу объектов, стоящих на газопроводах и других коммуникациях, обоснованы свежими поправками в ГК РФ. Опрошенные "Ъ" юристы считают снесение построек без решения судов противоречащим Конституции РФ.
Столичные власти приступили к реализации принятого в декабре 2015 года постановления 829-ПП, согласно которому должны быть снесены 104 постройки у станций метрополитена. Вечером в понедельник тяжелая техника в сопровождении полиции появилась у "Чистых прудов", "Кропоткинской", "Динамо", "Щелковской", "Сухаревской", других станций. Как рассказали в оргкомитете инициативной группы "Список 104" (объединяет фигурантов постановления мэрии), о дате сноса многие владельцы павильонов узнали за несколько часов до его начала от арендаторов. Так, владельцы ТЦ на Кировоградской улице еще в полночь отчитывались о работе в обычном режиме, но в два часа ночи сообщили о подъезде экскаваторов. От демонтажа комплекс спасло то, что в его здании находился действующий офис "Юникредитбанка" с депозитными ячейками. ТЦ "Альбатрос" на "Щелковской" и павильоны на "Кропоткинской" были снесены, несмотря на попытку персонала забаррикадироваться внутри строений. По словам главы Госинспекции по недвижимости Москвы Сергея Шогурова, 8 февраля истек срок добровольного сноса у 97 из 104 объектов; с помощью 700 единиц техники было снесено 53 павильона.
Ранее предприниматели жаловались генпрокурору РФ Юрию Чайке, считая, что их сносят незаконно — без решения судов и при наличии оформленных прав собственности на объекты. В свою очередь, столичные власти заявляли, что павильоны незаконно построены в местах прохождения газопроводов, теплосетей и других коммуникаций, несут "угрозу жизни граждан", а право сносить такие объекты появилось у регионов в сентябре 2015 года после вступления в силу соответствующих поправок к ст. 222 Гражданского кодекса (ГК) РФ.
Московские суды поддержали позицию частников. Например, в феврале 2014 года за ООО "Пирамида-2000" (владелец ТЦ "Пирамида" на Тверской улице) Девятый арбитражный апелляционный суд признал право собственности на объект. В декабре 2015 года арбитражный суд Москвы аналогичным образом признал права ООО "Созидание" на строение на Кировоградской улице. Суд отметил, что спорный объект является капитальным, его характеристики указывают на отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, а сам объект "создан на земельном участке, предоставленном в целях строительства, с получением разрешений и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил". Более того, ООО ТДКМ сумело отстоять права на помещение на ул. Народного ополчения и в Верховном суде РФ, который отказался пересматривать решения нижестоящих инстанций, поддержавших позицию компании.
Ряд владельцев продолжает судиться. Так, 10 февраля планируется очередное заседание по спору между префектурой ЦАО и ООО "Компания Шевалье" (владелец постройки на Конюшковской улице), а 17 февраля судиться с Госинспекцией по недвижимости и управой Войковского района планирует компания "Ноки и КО" (владеет строением на улице Зои и Александра Космодемьянских). Судебные заседания об оспаривании включения объектов в постановление правительства Москвы по трем искам ЗАО АФИМПЕКС (владеет четырьмя объектами на улице Маршала Бирюзова) назначены на 15 февраля. Аналогичные разбирательства ЗАО "Альбатрос" (пять объектов на 9-й Парковой улице) назначены на 16 февраля и 10 марта. ТДКМ также оспаривает вышеуказанное постановление — рассмотрение назначено на 18 февраля, а тяжба между "Пирамидой-2000" и мэрией пройдет сегодня. В оргкомитете "Списка 104" предполагают, что стремительная операция по демонтажу понадобилась мэрии, чтобы предприниматели не успели добиться новых судебных решений.
Арбитражный суд Москвы, поначалу принявший к рассмотрению иски о признании постановления 829-ПП недействующим и даже приостановивший его действие в отношении нескольких построек истцов, отказался в итоге разрешать спор. Суд согласился с доводом московских властей о том, что иск не подведомствен арбитражным судам, "поскольку оспариваемое постановление носит нормативный характер". Такие решения уже вынесены по искам ИП Сергея Азизяна (собственник павильонов у "Кропоткинской") и ЗАО АФИМПЕКС; производство по делам прекращено 4 и 5 февраля соответственно.
В мэрии ранее признавали, что до поправок в ГК РФ не могли снести павильоны "во внесудебном порядке". А господин Шогуров пояснял "Ъ", что город проиграл многие разбирательства вокруг 104 торговых точек из-за банального истечения срока исковой давности, но новая редакция ГК РФ "привела ситуацию с самостроем в соответствие с законодательством". Глава комиссии Мосгордумы по градостроительству Сергей Зверев уверен, что теперь чиновники соблюли "все условия, определенные законом", а предприниматели "понадеялись на авось". Глава столичного метрополитена Дмитрий Пегов вчера объяснил и еще одну причину сноса: объекты самостроя могли быть использованы для терактов.
Партнер юридической фирмы АВЕЛАН Сергей Казинец считает, что в городской мэрии неверно трактуют новую редакцию ГК: "Часть 4 ст. 222 ГК дает местным органам власти право сносить только те строения, владелец которых не установлен. Если владелец известен, ему направляют извещение со сроком сноса". "В ст. 222 прямо не указано, что орган власти вправе сам без суда снести постройку, владелец которой известен. Это означает, что сделать это можно только в общем порядке через суд",— утверждает эксперт. Партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский согласен, что новая редакция ГК ввела "упрощенный административный порядок" сноса самостроя, но подчеркивает, что его можно применять "лишь к постройкам, не зарегистрированным как объекты недвижимости в ЕГРП". "Использование порядка к зарегистрированным в ЕГРП объектам означает нарушение ст. 35 Конституции",— уверен господин Можаровский.
По мнению господина Казинца, у мэрии возникла обязанность возместить нанесенный ущерб: владельцы объектов могут потребовать в суде компенсации исходя из рыночной стоимости построек, которую можно подтвердить отчетом оценщика на основании документов БТИ и Росреестра. По оценке исполнительного директора столичного отделения "Опоры России" Сергея Селиверстова, речь может идти о компенсациях на общую сумму от 22 млрд до 30 млрд руб. Судиться предпринимателям вчера советовал и столичный бизнес-омбудсмен Михаил Вышегородцев. В свою очередь, в столичной мэрии ранее обещали компенсации лишь в случае добровольного демонтажа торговых точек. Замглавы Госинспекции по недвижимости Москвы Тимур Зельдич вчера сказал, что за такими выплатами владельцы в мэрию не обращались.
Член генерального совета "Деловой России" Эдуард Гулян заявил, что его организация проверила половину из 104 строений и "никаких сетей" под ними не обнаружила. По словам гендиректора ООО "Люма Лтд" (владеет магазином у метро "Аэропорт") Юлии Лукьяненко, более 20 предпринимателей готовы обратиться в Следственный комитет РФ с жалобой на незаконность сноса.
Ранее предприниматели сообщали о готовящемся новом постановлении мэрии о сносе свыше 400 объектов по аналогичной схеме (якобы готовится в апреле 2016 года). Однако чиновники это категорически опровергли, не отрицая, что работа по поиску самостроя на "городских сетях" будет продолжена (см. "Ъ" от 4 февраля).
Всего документов:
1
2