Банк России осваивает новый инструмент
Пока регуляторы борются с одними схемами сокрытия дыр на балансах банков и вывода активов, рынок оперативно изобретает новые. Как сообщили вчера представители Банка России, в последнее время активизировалась схема с использованием аккредитивов.
О том, что банки активизировали схемы с использованием аккредитивов, вчера рассказал в ходе встречи с банкирами в пансионате "Бор" первый зампред ЦБ Алексей Симановский. "Как раньше мы сталкивались с "зеркальными" векселями, так сейчас получает распространение схема с аккредитивами",— сообщил он. По словам господина Симановского, повышенное внимание ЦБ будут привлекать банки с высокой по сравнению с рыночной долей аккредитивов.
Деталей схемы он раскрывать не стал. По данным "Ъ" — речь о фидуциарных операциях (операции прикрытия, скрывающие истинный смысл того, что на самом деле происходит) с использованием аккредитивов. Смысл схемы в том, что для нее используются аккредитивы, выпущенные особенно не вызывающими подозрение международными компаниями. "Где-то эти аккредитивы реально есть, и они нормальные, работающие, где-то имеют скрытое обременение, и перед отзывом у банка лицензии быстро исчезают в интересах третьих лиц, где-то они просто нарисованы",— говорит один из собеседников "Ъ", знакомый с ситуацией. Эта схема очень похожа на уже известную схему с фидуциарными корсчетами в инобанках, но поскольку с той стали прицельно бороться, был выбран новый инструмент, уточняет еще один банкир: "Чем он сложнее, "иностраннее" и чем больше контрагентов в нем задействовано, тем сложнее докопаться до сути".
Ранее ЦБ называл аккредитивы в числе инструментов для схемного рисования или вывода активов, но прицельно речи о повышенном внимании именно к аккредитивам не было, на них предполагалось обращать внимание в числе прочих вызывающих сомнения регулятора банковских операций.
Схема есть и работать может в нескольких вариантах, говорят участники рынка. Например, банк отражает на балансе требование по аккредитиву к некой компании с высокими кредитными рейтингами. При этом в соглашение с самой компанией может быть вписано условие, при котором компания имеет право расплачиваться по аккредитиву не "живыми" деньгами, а облигациями или иными требованиями к третьим лицам, рассказывает управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков. "Скорее всего, если банк таким образом просто решил вывести деньги, то компания рассчитается с ним какими-нибудь низколиквидными бумагами, в реальности ничего не стоящими",— поясняет он. Еще одной схемой использования аккредитивов по аналогии именно с упомянутыми господином Симановским "зеркальными" векселями может быть открытие банками друг другу таких аккредитивов и последующее взаимное кредитование клиентов. "Не исключено, что такая схема может использоваться не только для вывода активов, но и во избежание нарушения норматива Н6 (максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков не должен превышать 25%.— "Ъ")",— рассуждает один из собеседников "Ъ". Впрочем, в этом случае такие банки не должны входить в одну группу, и вычислить схему при осуществлении надзора на консолидированной основе непросто, добавляет он.
Однако чудес не бывает: даже если ЦБ искоренит и эту схему, на смену ей придут новые, еще более хитроумные, констатируют участники рынка.