Шведский Риксбанк впервые в своей истории обнулил ставку рефинансирования. Поводом к такому решению стала низкая инфляция, темпы которой падают с начала 2012 года и второй год находятся около 0%. Рекордно низкая ставка, по прогнозам центробанка, может продержаться до середины 2016 года.
«Инфляция на минимуме. Важное тому объяснение: компаниям трудно переносить рост издержек на цены в условиях низкого спроса. Сказываются и структурные факторы, сдерживающие рост цен, в частности растущая конкуренция», – гласит заявление Риксбанка. В сентябре потребительские цены в стране упали на 0,4% по сравнению с тем же периодом годовой давности – дефляция ускоряется, если сравнивать с 0,2-процентным снижением в августе и 0% в июле. Июньский рост цен на 0,2% стал единственным проявлением инфляции за весь 2014 год.
Каждое из этих значений оказалось заметно ниже прогнозов, что добавляет обеспокоенности экономической ситуацией в Швеции. По мнению Bloomberg, страна уже находится в дефляционной спирали: снижение цен и сокращение спроса приводят к падению производства и объемов инвестиций. С этим не согласен Риксбанк, утверждая, что «шведская экономика достаточно сильна, а экономическая активность стабильно растет».
К такому оптимистичному высказыванию шведский центробанк подтолкнул собственный прогноз экономического роста страны. По итогам 2014 года Риксбанк ожидает повышения ВВП на 1,9%, в 2015 году – на 2,7%, а в 2016 году – уже на 3,3%. Среди причин роста называется ожидаемый рост потребления домохозяйств и инвестиций в жилищное строительство.
Лишь только к июлю 2016 года Стокгольм надеется «разогнать» инфляцию до 2% – установленного парламентом ориентира. До тех пор центробанк не планирует поднимать ставку рефинансирования. В середине 2010 года Швеция стала одной из первых стран, стабильно повышавших процентную ставку после выхода из мировой рецессии. Глава Риксбанка Стефан Ингвес попал тогда под огонь критики Нобелевского лауреата Пола Кругмана, который утверждал, что такая политика приведет к «дефляционной ловушке» по японскому сценарию.
Регулярное повышение ставок прекратилось в конце 2011 года, когда «разогнавшаяся» до 3,5% инфляция начала резко терять скорость. Тогда же обнулились и темпы роста ВВП. Не желая растягивать свою «агонию» в «ловушке» Кругмана, Стокгольм снизил процентные ставки до нуля, чем вызвал удивление игроков рынка: к примеру, из 17 опрошенных Bloomberg экспертов такого шага ожидали лишь двое аналитиков. Остальные сошлись во мнении, что ставка рефинансирования будет снижена с 0,25 до 0,1%.
Радикализм Риксбанка подорвал и спрос на шведскую валюту. К середине дня вторника курс кроны обвалился до четырехлетнего минимума к доллару США и до трехмесячного – к евро. «Игроки ждали решительных мер, но не полного разгрома с обнулением ставок. Это определенно стало сюрпризом», – уверен специалист по валютным торгам Canadian Imperial Bank of Commerce Джереми Стретч. По его мнению, падение кроны к доллару продолжится минимум до начала следующего года, но ее заметное ослабление к евро вряд ли возможно из-за схожей ситуации в еврозоне.
Снижение курса национальной валюты встраивается в план центробанка, поэтому эксперты ожидают разнообразных «нетрадиционных мер», чтобы сохранить давление на крону. Самые вероятные из них – интервенция по принципу «количественного смягчения» и дальнейшее понижение ставок, уже до отрицательных значений, считает аналитик UBS Джеффри Юй: «Поскольку причины дефляции в Швеции структурные, сегодняшних мер для достижения своих задач Риксбанку не хватит».