Реестр российского ПО для чиновников оказался нерабочим
Как стало известно "Ъ", установленный правительством РФ режим импортозамещения софта в госорганах оказался неработающим. С января 2016 года госструктуры обязаны закупать российское программное обеспечение (ПО), информация о котором хранится в специальном реестре отечественного ПО, а зарубежный софт могут приобретать в случае отсутствия российских аналогов или их недостаточной функциональности. Но из-за отсутствия необходимых подзаконных актов чиновники продолжают свободно закупать зарубежный софт.
Минкомсвязь не опубликовала в установленные сроки подзаконные акты, регулирующие выполнение требований постановления правительства "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которое было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым 16 ноября 2015 года. Согласно постановлению, с 1 января 2016 года госорганы обязаны закупать российское ПО, информация о котором хранится в реестре отечественного ПО, а зарубежный софт могут приобретать в случае отсутствия российских аналогов в реестре или их недостаточной функциональности.
В двухмесячный срок с момента подписания постановления, то есть до 16 января, Минкомсвязь должна была утвердить положение об экспертном совете, который принимает решение о включении софта в реестр отечественного программного обеспечения, а также классификатор программ для ЭВМ и баз данных, содержащий характеристики софта, по которому его относят к определенному классу ПО. Кроме того, в утвержденных постановлением "Правилах формирования и ведения единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных" говорится, что Минкомсвязь должна назначить официальный сайт реестра отечественного ПО и компанию-оператора, которая будет ответственна за ведение реестра. Выборы компании должны осуществляться в соответствии с требованиями закона о госзакупках.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, в 2014 году самым востребованным разработчиком ПО в российском госсекторе была компания SAP, ее решений закупили на 5,6 млрд руб. Следом идут Oracle (4,6 млрд руб.), IBM (3,3 млрд руб.), Microsoft (3,05 млрд руб.) и Cisco (1,9 млрд руб.). По данным Минкомсвязи, сейчас доля импорта клиентских и мобильных ОС составляет 95%, серверных ОС — 75%, систем управления базами данных — 86%, средств управления облачной инфраструктурой и виртуализацией — 93%, а пользовательского офисного ПО — 97%.
В начале декабря прошлого года Минкомсвязь публиковала на государственном портале regulation.gov.ru проект приказа об определении официального сайта оператора реестра, а также проект классификатора программного обеспечения. Оба документа на сегодняшний день так и не были зарегистрированы и опубликованы. На официальном интернет-портале правовой информации publication.pravo.gov.ru с 16 ноября размещено десять приказов Минкомсвязи, ни один из которых не касается работы механизма закупок ПО госорганами. Двое собеседников "Ъ", знакомых с процессом согласования документов, утверждают, что бумаги были отправлены на регистрацию в Минюст с нарушениями, а потому не были зарегистрированы, и сейчас Минкомсвязь исправляет допущенные в них ошибки. На сайте госзакупок за это же время Минкомсвязь объявляла 62 тендера, ни один из которых не касался выбора компании--оператора реестра ПО. В Минкомсвязи не ответили на запрос "Ъ", в Минюсте сообщили, что приказы об утверждении классификатора и определении официального сайта реестра поступили в министерство на регистрацию лишь вчера вечером.
Из-за отсутствия данных документов со стороны Минкомсвязи введенный постановлением режим импортозамещения софта в госорганах по факту не работает. Так, пресс-служба Минкомсвязи 13 января сообщила о запуске реестра отечественного ПО по адресу reestr.minsvyaz.ru. Собеседники "Ъ" отмечают, что в отсутствие вышеуказанных документов данный сайт не является законным реестром. С ними согласен и советник юридической фирмы Herbert Smith Freehills Станислав Григорьев: "Если сайт не утвержден каким-либо подзаконным актом, приказом Минкомсвязи или постановлением правительства, то официальным реестром он не будет". Кроме того, в отсутствие положения об экспертном совете действующий сейчас экспертный совет также не является законным, отмечают источники "Ъ".
Минкомсвязь опубликовала состав экспертного совета на своем сайте 31 декабря 2015 года, в него вошли представители Минкомсвязи, Минпромторга, Минобороны, ФАС, Минфина, а также главы российских IT-компаний. "Ситуация непонятная. Думаю, что, до тех пор пока не будет утверждено положение о совете и не будет утвержден реестр ПО на уровне подзаконного акта, никакие решения этим советом приниматься не будут, по крайней мере их официальное оформление будет отложено до тех пор, пока данные подзаконные акты не будут приняты",— говорит Станислав Григорьев.
Однако сейчас в реестр по адресу reestr.minsvyaz.ru уже добавлена информация о трех программных продуктах от компаний 1С и "Ред Софт", одобренных выбранным экспертным советом. При этом официально опубликованного решения экспертного совета по данным программным продуктам действительно нет на сайте.
Тем временем госорганы пока продолжают закупать софт иностранных вендоров. Так, 13 января волгоградское МБУ "Городской информационный центр" объявило о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению лицензий в рамках соглашения Microsoft Enterprise Agreement Subscription с максимальной стоимостью закупки 7,1 млн руб., одновременно опубликовав обоснование невозможности закупки аналогичного российского софта, так как информация о таковом отсутствует в реестре отечественного ПО. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) объявил аукцион на приобретение СУБД Oracle с максимальной ценой 357 тыс. руб., а администрация городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан закупает комплекты программного обеспечения Microsoft Office на 99 тыс. руб.