Прекращено одно из самых известных дел против участников второй чеченской кампании
Скандальное дело об убийстве в 2001 году федеральными силовиками жителя Чечни, по которому был осужден сотрудник ханты-мансийского управления МВД Сергей Лапин, получило не менее скандальное развитие. Спустя почти десять лет после приговора был задержан подельник господина Лапина Валерий Минин. Однако силами властей Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) и местных общественников удалось прекратить этапирование бывшего силовика в Чечню. Более того, господин Минин был амнистирован и отпущен на свободу. Представители чеченских общественных организаций в связи с этим намерены обратиться к главе республики Рамзану Кадырову и президенту Владимиру Путину с требованием возобновить уголовное преследование экс-милиционера.
Как рассказал "Ъ" член общественной палаты ХМАО и председатель местного общества ветеранов Афганистана Сергей Кудрин, Валерий Минин был задержан 14 декабря 2015 года в Омске. "Он остановился в гостинице, где, видимо, была на него ориентировка. Администрация стуканула, приехали полицейские и упаковали его",— рассказал он. Валерий Минин и его сослуживец Александр Прилепин с 2005 года находятся в федеральном розыске по делу об убийстве в 2001 году жителя Чечни Зелимхана Мурдалова. Об их роли в деле стало известно из показаний единственного осужденного по этому делу — Сергея Лапина. Он, будучи сотрудником уголовного розыска ОВД Нижневартовского района ХМАО, 1 ноября 2000 года был откомандирован в Чечню, где шла контртеррористическая операция. В 2001 году сотрудники Октябрьского ОВД Грозного, где служил Сергей Лапин, имевший позывной Кадет, доставили в отделение местного жителя Зелимхана Мурдалова. Как вспоминает участвовавший в общественном расследовании член правозащитного общества "Мемориал" Александр Черкасов, господина Мурдалова якобы задержали за хранение наркотиков, а затем пытались "склонить к сотрудничеству". "Но у сотрудников МВД явно были какие-то свои представления о допросах, если Зелимхан Мурдалов в итоге получил несовместимые с жизнью травмы, из-за чего его потом пришлось вывозить в неизвестном направлении",— вспоминает он. Сергея Лапина в итоге осудили в 2007 году в Грозном, активную помощь стороне потерпевших по этому делу оказывали впоследствии убитые правозащитники Наталья Эстемирова и Станислав Маркелов.
По словам Сергея Кудрина, несмотря на то что бывшие командиры ханты-мансийского ОМОНа Валерий Минин и Александр Прилепин находились в федеральном розыске и даже были заочно арестованы, они спокойно жили в Нижневартовске. "Потому что это ненормально, когда те, кто воевал на стороне сепаратистов, амнистированы, а солдаты, отдававшие долг Родине, нет",— пояснил господин Кудрин (амнистия несколько раз объявлялась в отношении граждан, участвовавших в боевых действиях на стороне сепаратистов и не совершавших тяжких уголовных преступлений.— "Ъ").
По данным господина Черкасова, в производстве чеченского управления СКР находится около 200 дел об исчезновениях мирных жителей во время второй кампании, по которым следователи периодически рассылают запросы в соседние регионы. "Однако стоит следователям приехать в тот же Нижневартовск, им отвечают, что найти кого-либо невозможно, по прописке не живут",— говорит правозащитник.
Тем не менее, как рассказывает господин Кудрин, когда Валерия Минина задержали, из Омска его этапом отправили в Чечню. "Как только мы обо всем узнали, Прилепина отправили в Москву на базу СОБРа, а сами стали поднимать власти региона на уши",— говорит член региональной общественной палаты. В итоге спустя несколько дней Валерий Минин был снят с поезда в Волгограде и отправлен домой, а на минувшей неделе его уголовное преследование, как и Александра Прилепина, было прекращено. "К председателю Следственного комитета и президенту обратились и наши общественники, и власти ХМАО. Это возымело действие, в итоге оба были амнистированы",— говорит Сергей Кудрин. Очевидно, составы преступлений, которые инкриминировались Валерию Минину и Александру Прилепину, позволили распространить на них амнистию, объявленную к 70-летию Победы в 2015 году.
Факт прекращения уголовного дела в отношении экс-сотрудников МВД подтвердил "Ъ" и отец убитого Зелимхана Мурдалова Астемир Мурдалов. "Меня в январе вызвали к следователю, сказали, что дело передано выше, в управление по Северо-Кавказскому федеральному округу, так как Минин задержан. Потом недавно вызвали снова и сказали, что все",— сообщил он. Решением следователей господин Мурдалов-старший возмущен: "Люди были в розыске, есть устоявшийся приговор, во время которого прозвучали эти фамилии, но их отпустили. Мол, правильно убивал, иди дальше?"
Как заявила "Ъ" член совета по правам человека при главе Чеченской Республики Хеда Саратова, сегодня местные правозащитники проведут конференцию, на которой будет принят текст обращения сразу в несколько инстанций — к уполномоченному по правам человека в РФ Элле Памфиловой, главе Следственного комитета Александру Бастрыкину, главе Чечни Рамзану Кадырову и президенту Владимиру Путину — с требованием отменить решение о прекращении уголовного преследования бывших омоновцев. "Это возмутительно. Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан. Выясняется, что их десять лет никто не искал, а теперь еще и дело закрывают",— сказала она.