Санировать банки предложено их владельцам
ЦБ продолжает корректировку механизма санации. Вслед за ужесточением подхода к оздоровлению банков за счет госсредств регулятор предлагает либерализовать санацию за свой счет — дав возможность текущим добросовестным собственникам оздоравливать кредитные организации самостоятельно и предоставив им льготы по выполнению нормативов. Однако вопрос отделения добросовестных собственников от остальных зафиксировать в законе будет непросто, а риск злоупотреблений этим механизмом довольно высок, предупреждают эксперты.
Об идее допустить собственников банков к их санации вчера заявил первый зампред Банка России Алексей Симановский. Сейчас законодательство, предполагающее санацию за счет государства, не предоставляет им такой возможности: согласно действующим нормам, старые собственники должны отстраняться. "На сегодняшний день, если лицо владеет более чем 1% банка, это лицо уже не может участвовать в восстановлении деятельности банка через план финансового оздоровления по закону (о банкротстве.— "Ъ")",— отметил первый зампред ЦБ. Но если реальный собственник или миноритарий, у которого больше 1%, хочет восстановить деятельность банка, то важно создать правовые условия для реализации таких намерений, пояснил он. "Это восстановит и доброе имя совладельцев таких банков,— уточнил господин Симановский.— И уж во всяком случае, снимет возможности спекуляций вроде "я бы и готов восстановить работоспособность банка, но закон не велит"".
Идея ЦБ касается оздоровления за свой счет — без привлечения средств ЦБ и АСВ. По замыслу регулятора банк при этом мог бы получать регулятивные послабления по соблюдению нормативов с тем, чтобы сблизить условия государственной и частной санации. Впрочем, возможность не соблюдать нормативы — довольно деликатный вопрос. Ведь проблемный банк таким образом получает конкурентное преимущество по сравнению с другими игроками, и недобросовестные собственники смогут этим воспользоваться, предупреждают эксперты. По сведениям "Ъ", если ЦБ и будет эту норму вводить, то постарается перекрыть этот риск, сформулировав правила так, чтобы "нормативная поблажка" была разовой и действовала ограниченное время — например один-два года. Сроки реализации этой идеи господин Симановский не назвал.
Фактически это еще один способ для ЦБ существенно сэкономить на санации, на которую с момента введения этого механизма в России в конце 2008 года было потрачено уже более 1 трлн руб. Правда, последнее время регулятор пытается экономить за счет ужесточения санации с госучастием. И хотя в России собственники в большинстве не стремятся вкладывать свои средства в оздоровление проблемных банковских активов, идея либерализации частной санации может найти сторонников на рынке. "Вероятнее всего, появление этой идеи вызвано тем, что после девальвации 2015 года очень много банков, в том числе и довольно крупных с нормальной бизнес-моделью, оказались в зоне риска нарушения норматива не из-за того, что выдали кредиты компаниям, не ведущим реальной деятельности, а из-за общеэкономических факторов",— считает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. По мнению экспертов, утрачивать такие активы, а заодно и портить себе репутацию через потерю владения и управления банком собственники таких организаций не хотят. "И ЦБ хочет мотивировать их восстанавливать банк собственными силами и дать для этого инструмент",— отмечает руководитель банковского консультирования ФБК Роман Кенигсберг.
Впрочем, практическая реализация идеи может оказаться затруднительной. "Есть значительный успокоительный эффект в передаче проблемного банка новым собственникам, которые, получив значительную господдержку, смогут восстановить его платежеспособность",— добавляет Роман Кенигсберг. Если же банк остается у прежних собственников, но переходит в статус санируемого, это может вызвать недоверие крупных вкладчиков и юрлиц, считает совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский. "Непростой вопрос — и как четко зафиксировать критерии банков, попавших в тяжелую ситуацию из-за экономических причин, а не из-за недобросовестности собственников, и, что важно, как понять, есть ли у банка внятная бизнес-модель, с помощью которой он сможет восстановить положение, или же эта "санация" лишь оттянет его неминуемое падение",— указывает господин Хотимский.