Определять стоимость неликвидных бумаг будут аккредитованные организации
Требования к центрам, занимающимся расчетом справедливой стоимости ряда категорий ценных бумаг, могут стать обязательными. Сейчас аккредитация для них добровольная. Но претендентов немного — зарабатывать на подобной деятельности сложно, в основном это имиджевые проекты.
В 2016 году на российском рынке впервые могут появиться официально аккредитованные ЦБ ценовые центры. О необходимости придания официального статуса таким инфраструктурным подразделениям еще в декабре 2014 года говорил первый зампред Банка России Сергей Швецов. По его словам, задачей центров должно стать предоставление информации по ценам на облигации для бухгалтерского баланса, а также для использования в операциях рефинансирования и при определении стоимости паев в ПИФах. Речь идет в основном о бумагах, определение рыночной цены которых затруднено из-за отсутствия регулярных публичных сделок.
Сейчас аккредитация не является разрешением на выполнение функций ценового центра, такая деятельность не требует лицензирования. Регулятор рассматривает ее только как "знак качества", который поможет участникам рынка сориентироваться при выборе организации, предоставляющей подобные услуги. Однако в дальнейшем Банк России планирует проводить мониторинг и оценивать работу центров. "По мере накопления опыта и отработки системы подходов к оценке качества функционирования ценовых центров основные требования к участникам этого процесса и осуществление надзора за выполнением этих требований планируется закрепить законодательно",— пояснили в ЦБ.
За официальным статусом уже намерены обратиться два участника рынка — ценовой центр RU Price Национального расчетного депозитария (НРД, центральный депозитарий, входит в группу Московской биржи) и подразделение информагентства Cbonds. "Рынку необходим единый бенчмарк справедливой оценки стоимости инструментов, особенно неликвидных. В данном случае мы выступаем в роли именно инфраструктурного звена, у которого нет конфликта интересов, так как мы не являемся стороной торгового процесса",— отметил директор по информации НРД Александр Диаковский. Подобная экспертиза (в основном еврооблигаций) уже несколько лет существует и у Cbonds. "Само понятие "ценовой центр" пока не закреплено на уровне законодательства. Как только будут сформированы принципы регулирования, мы подадим документы на аккредитацию в ЦБ",— сообщил гендиректор Cbonds Сергей Лялин. Планы по аккредитации были и у центра экономического анализа (ЦЭА) "Интерфакс". Однако, по словам замдиректора компании Алексея Буздалина, в итоге идею признали коммерчески несостоятельной, "Интерфакс" на правах партнера вошел в проект НРД. Разработку методологической основы, а также роль расчетного центра и центра дистрибуции выполняет и СРО "Национальная фондовая ассоциация". В качестве международных вендоров финансовой информации выступают агентства Thomson Reuters и Bloomberg.
Однако в целом вопрос о востребованности подобной услуги остается открытым. Актуальное законодательство содержит требования для отчетности рассчитывать цены на необращающиеся финансовые инструменты исходя из информации, предоставляемой Thomson Reuters и Bloomberg. Использование расчетных сервисов ценовых центров на правах аутсорсинга могло бы облегчить процедуру. "В структуре нашей прибыли потенциальные доходы от продажи такой информации несущественны. Мы исходим из того, что RU Price должен быть рабочим инструментом для участников рынка, а значит, быть интегрированным в рыночную инфраструктуру. Это выгодно для нас как центрального звена пост-трейдинга",— отмечает господин Диаковский. "Трудно представить, что в российских реалиях ценовые центры могут генерировать прибыль, особенно в условиях конкуренции нескольких ценовых центров",— подтверждает господин Буздалин.
В целом подобные центры являются по большей части имиджевыми проектами. Именно поэтому, по словам главы Московской международной валютной ассоциации Алексея Мамонтова, практическое значение официального статуса центров и выставление к ним обязательных требований неочевидно. "Биржевые данные и есть бенчмарк,— пояснил господин Мамонтов.— Если есть реальная ликвидность, узкие спреды между котировками и ставками есть бенчмарк". Он не видит смысла "освящать с кадилом" эти оценки.