Курс фунта стерлинга стал главной жертвой перспективы распада 300-летнего союза Шотландии и Великобритании. После того как число сторонников независимости Шотландии превысило 50%, фунт упал до минимальных значений с ноября прошлого года.
«Обменный курс британского фунта снизился с максимума в 1,71 [по отношению к доллару] по состоянию на 15 июля до 1,61, хотя значение индекса FTSE100 на прошлой неделе поднялось до 14-летнего максимума, а доходность двухлетних суверенных облигаций опустилась с 0,90 до 0,77%», — отмечает в своем обзоре аналитик «ВТБ Капитала» Нил Маккиннон. Официальный курс ЦБ на 9 сентября составляет 59,96 руб. за фунт, на 5 сентября он составлял 60,6 руб.
Причиной падения валюты стали результаты опроса, проведенного британским аналитическим центром YouGoм, показавшим, что количество сторонников независимости Шотландии впервые превысило число противников отделения от Соединенного Королевства. Готовность проголосовать за независимость на референдуме, назначенном на 18 сентября, выразили 51% опрошенных. Месяц назад отрыв в пользу сторонников нынешнего порядка составлял 22%. Опрос не учитывал не определившихся граждан. А данные другого аналитического центра, Panelbase, показали, что сторонникам независимости все еще не хватает четырех пунктов для триумфа. Однако даже таких результатов оказалось достаточно, чтобы насторожить инвесторов.
«Призыв к свободе стал девизом шотландских националистов в процессе подготовки к референдуму о независимости Шотландии, который состоится 18 сентября. В свете предстоящего события инвесторов встревожила вероятность того, что в большинстве окажутся именно националисты», — объясняет Маккиннон.
Аналитики отмечают, что неопределенность пока не полностью заложена в цену фунта и в ближайшее время можно ждать увеличения волатильности в паре фунт/доллар. «Будет самонадеянным заявить, что неопределенность вокруг голосования полностью заложена в цену на текущих уровнях; если дальнейшие опросы продолжат увеличивать неопределенность, кто знает, куда нас может привести динамика в краткосрочной перспективе», — отмечает в своем обзоре главный валютный стратег брокерской компании Saxo Bank Джон Харди.
С ним согласен главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин. «Сейчас пока не все учтено рынком, потому что на данный момент это единственный опрос за всю историю, показывающий желание шотландцев отделиться от Великобритании, и перевес несущественен. Поэтому далеко не все отыграно, если будет расти доля тех, кто собирается голосовать за выход, негативная динамика фунта будет более существенной. В любом случае неопределенность, существующая сейчас вокруг фунта, не поспособствует его укреплению», — объясняет он.
«Инфраструктура Соединенного Королевства, финансовая система Великобритании в значительной мере взаимосвязаны с Шотландией, и потенциальное отделение будет болезненным процессом для всех. А Шотландии еще и придется решать вопрос с валютой: либо она останется в зоне фунта хотя бы на какой-то период времени, либо перейдет на евро без полноценного участия в монетарном союзе», — отмечает Сусин.