Операционная деятельность «Уралсиба» хоть и приносит ему прибыль, но недостаточную, для того чтобы компенсировать разовые убытки. В первом полугодии банк оказался убыточным, хотя размер убытка и сократился почти на 250 млн руб., в том числе за счет снижения расходов на персонал и благотворительность.
Согласно отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) на 30 июня 2014 года, убыток «Уралсиба» составил 1,52 млрд руб. вместо 1,76 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Причиной стало единовременное списание убытка от лизинговой сделки (на балансе банка были железнодорожные вагоны от ранее расторгнутой сделки, которые банк передал в лизинг по более низкой цене и признал убыток), а также переоценка инвестиционной собственности, в которую входят земля и недвижимость, объясняет аналитик Moody's Елена Редько.
Несмотря на то что основная деятельность приносит банку доход — за первое полугодие он заработал 11,9 млрд руб., именно убытки от лизинговой компании не дали ему показать прибыль. Без учета этого банк бы заработал 20,6 млн руб. чистой прибыли, сказал РБК зампред правления «Уралсиба» Алексей Сазонов.
С тех пор как Илка Салонен возглавил банк в 2012 году, «Уралсиб» взял курс на снижение расходов: начали оценивать эффективность сотрудников, переезжать в менее дорогие офисы, перенесли call-центр в Тверь, где расходы на его содержание ниже. За счет всего этого в первом полугодии удалось сократить расходы на зарплаты и вознаграждения сотрудникам на 10%, до 5,98 млрд руб., по сравнению с первым полугодием 2013 года. В феврале этого года Салонен разослал сотрудникам письмо, в котором предупреждал, что расходы на их зарплаты сократятся на 10–15% в течение года.
Правда, программа по сокращению расходов на персонал привела к росту административных и операционных трат: «Увеличение этих расходов на 450 млн руб. связано с реализацией мероприятий в рамках комплексной программы повышения эффективности бизнес-процессов, дополнительный положительный эффект от которых ожидается во втором полугодии 2014 года. По итогам года ожидается совокупный положительный эффект в размере от 10 до 15% операционных расходов», — пояснил Сазонов.
Кроме того, банку удалось сэкономить на скрепках и обучении сотрудников. Расходы на канцелярию снизились в три раза — до 106,9 млн руб., расходы на обучение персонала — в 30 раз, до 4,8 млн руб. При этом на маркетинг и рекламу банк потратил в два раза больше — 266,9 млн руб., на столько же выросли расходы по договорам лизинга (134,5 млн руб.).
Более чем в 10 раз сократились расходы на благотворительность, до 38,3 млн руб. Ранее «Уралсиб» был одним из лидеров по тратам на благотворительные проекты, несмотря на убыточную деятельность. В частности, в 2011 году он потратил на благотворительность 1 млрд руб., а в 2012 году стал банком с самым высоким показателем отношения этих расходов к объему полученной прибыли (26,94% от прибыли в размере 3,9 млрд руб.).
«Снижение расходов обусловлено тем, что средства направляются целевым образом в соответствии с планами реализации благотворительных программ», — рассказал Сазонов.
Кроме того, «Уралсиб» получил в уставный капитал недвижимость на 1,4 млрд руб., которую он раньше арендовал у акционеров. Сазонов поясняет, что речь идет о 12 зданиях, используемых банком для основной деятельности. В сентябре «Ведомости» писали о том, что «Уралсиб» намерен увеличить капитал за счет 11 зданий, которые принадлежат акционерам и арендуются банком. «Дальнейшая докапитализация путем взноса недвижимости не предполагается», — уточнил Сазонов.
Докапитализацию за счет недвижимости банк «Уралсиб» проводит не в первый раз. В 2008 году допэмиссия акций банка на 6 млрд руб. была оплачена зданием в Москве (ул. Ефремова, 8), где находится головной офис и банка, и корпорации.