На специальном уроке российским старшеклассникам объяснят, как принять решение и взять микрокредит. Урок похож на рекламную акцию микрофинансовых организаций, считает эксперт Высшей школы экономики.
Проект школьного урока подготовило профильное объединение микрофинансовых организаций НП «МиР». Урок планируется проводить в школах в рамках всероссийской акции «Дни финграмотности в учебных заведениях», стартующей 8 сентября. «Члены саморегулируемых организаций (СРО) принимают активное участие в проведении открытых уроков по микрофинансированию в школах и вузах, в том числе планируется проведение масштабной двухмесячной акции в рамках «Дня финансиста», — рассказал на пресс-конференции гендиректор МФО «Городская сберегательная касса» и член СРО Андрей Демченко.
Уроки по микрокредитованию планируется проводить по всей России для школьников старших классов (9–11), учеников специализированных колледжей и студентов вузов.
Программа урока, как следует из ее описания (есть у РБК), будет состоять из десяти основных пунктов, среди которых есть общие вопросы, например «история возникновения микрофинансирования» и «роль микрофинансирования в России», и более узкие темы. В частности, школьникам предлагается объяснить, что микрофинансирование играет важную социальную роль: «Деятельность микрофинансовых организаций стимулирует развитие малого бизнеса, а также удовлетворяет потребности населения и бизнеса в условиях, когда для данных субъектов экономики такие услуги являются недоступными или малодоступными» — говорится в описании урока.
Значительная часть урока, как следует из его плана, должна быть посвящена тому, как принимать решение об обращении за займом и как его получить. Разработчики урока предлагают для наглядности разобрать конкретную ситуацию: например, «предоставление займа МФО субъекту малого бизнеса, который занимается выпечкой хлеба». Также молодым людям сообщат о рисках, на которые они идут при пользовании услугами микрофинансовых организаций, и объяснят, как формируется стоимость займа. Большинство микрофинансовых организаций предлагают процентные ставки на уровне 1–2% в день, то есть в годовом исчислении стоимость займов составляет 360–720%.
Аналитики и участники рынка считают, что инициатива полезна и cможет обезопасить будущих предпринимателей от проблем при использовании сложного инструмента.
«Я думаю, это очень правильно. Человеческое сознание само по себе линейно и не всегда с ходу воспринимает, что такое сложный процент. Человек, который не подготовлен все это рассчитывать, на самом деле не может представить, сколько в итоге он должен будет заплатить. Поэтому, учитывая, что у нас кредитование физлиц растет и потихоньку надвигается кредитный кризис для населения, конечно, нужно, чтобы люди понимали, что они делают», — считает сопредседатель совета директоров группы «Третий Рим» Андрей Мовчан.
Однако специалисты в сфере образования настроены более скептично. По мнению директора департамента образовательных программ Института образования в составе ВШЭ Александра Сидоркина, урок для детей должен, по крайней мере, объяснять, что по поводу микрофинансовых организаций существуют разные точки зрения, иначе он больше похож на рекламную кампанию тех организаций, которые хотят раздать как можно больше займов. «Я не заметил, чтобы в уроке предлагалась альтернативная точка зрения на микрокредитование, которое в мире является инструментом достаточно спорным. Такая трактовка не позволяет назвать этот урок качественным образовательным продуктом», — говорит он.
По данным «Эксперт РА», по итогам первого полугодия 2014 года объем рынка микрофинансирования составлял 46,3 млрд руб., из которых 27,8 млрд руб. приходилось на потребительские займы и PDL и 18,2 млрд руб. — на займы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.