Уровень оптимизма населения также опустился ниже уровня предыдущего кризиса.
Уровень реальных доходов в 2015 году опустился до -7,8%, в то время как во время глобального финансового кризиса 2009 года этот показатель опустился до отметки -3,1%, передает корреспондент LS с международной выставки моды Central Asia Fashion. Такие данные предоставила руководитель направления потребительских исследований Nielsen Виктория Плотницкая. По ее информации, после кризисного 2009 года реальные доходы населения стали расти и достигли 7- 9%. При этом, данный показатель перед девальвацией был равен 4,1%. «Номинально доходы растут. Зарплаты повышаются, но реальные доходы с учетом инфляции сокращаются», - пояснила Плотницкая. Кроме того, компания Nielsen провела исследование по уровню потребительского оптимизма. Для анализа были выбраны три параметра: перспективы трудоустройства, реальные доходы, время для покупки новых вещей. «По всем показателям результаты не самые оптимистичные. Почти 60% населения оценивает свои шансы на трудоустройство в 2016 году как не самые хорошие. Для 2/3 населения сейчас не самое лучшее время для приобретения чего-то нового. Мы вывели индекс оптимизма из трех вышеуказанных составляющих и пришли к выводу, что к концу 2015 года он оказался на уровне 32 (из 100), что также ниже показателя 2009 года, когда он равнялся 33 (из 100)», - добавила она. Также она заявила, что к концу 2015 года ВВП Казахстана устремился к нулю, а объем производства товаров и услуг сократился. «Дефлятор ВВП принял отрицательное значение, впервые с 2004 года. Мы наблюдаем повсеместный рост цен. В целом, наша экономика страдает, падает главным образом из-за цен на нефть», - утверждает Плотницкая. Кроме того, по ее словам, в стране с осени 2014 года наблюдается сокращение денежной массы. При первых предпосылках кризиса население активно стало приобретать недвижимость, автомобили и другие крупные покупки. При этом, многие из них приобретали транспортные средства в России. Однако, согласно данным Nielsen, поведение населения в потреблении основных продуктовых товаров осталось на додевальвационном уровне. При этом некоторые казахстанцы стали тратить на продукты даже больше, но на 80% сократили остальные расходы. Напомним, ранее LS сообщал, что больше половины казахстанцев покупают только самое необходимое. 68% покупателей пересмотрели свои расходы после изменения курсовой разницы тенге-доллар.
Уровень оптимизма населения также опустился ниже уровня предыдущего кризиса. Уровень реальных доходов в 2015 году опустился до -7,8%, в то время как во время глобального финансового кризиса 2009 года этот показатель опустился до отметки -3,1%, передает корреспондент LS с международной выставки моды Central Asia Fashion. Такие данные предоставила руководитель направления потребительских исследований Nielsen Виктория Плотницкая. По ее информации, после кризисного 2009 года реальные доходы населения стали расти и достигли 7- 9%. При этом, данный показатель перед девальвацией был равен 4,1%. «Номинально доходы растут. Зарплаты повышаются, но реальные доходы с учетом инфляции сокращаются», - пояснила Плотницкая. Кроме того, компания Nielsen провела исследование по уровню потребительского оптимизма. Для анализа были выбраны три параметра: перспективы трудоустройства, реальные доходы, время для покупки новых вещей. «По всем показателям результаты не самые оптимистичные. Почти 60% населения оценивает свои шансы на трудоустройство в 2016 году как не самые хорошие. Для 2/3 населения сейчас не самое лучшее время для приобретения чего-то нового. Мы вывели индекс оптимизма из трех вышеуказанных составляющих и пришли к выводу, что к концу 2015 года он оказался на уровне 32 (из 100), что также ниже показателя 2009 года, когда он равнялся 33 (из 100)», - добавила она. Также она заявила, что к концу 2015 года ВВП Казахстана устремился к нулю, а объем производства товаров и услуг сократился. «Дефлятор ВВП принял отрицательное значение, впервые с 2004 года. Мы наблюдаем повсеместный рост цен. В целом, наша экономика страдает, падает главным образом из-за цен на нефть», - утверждает Плотницкая. Кроме того, по ее словам, в стране с осени 2014 года наблюдается сокращение денежной массы. При первых предпосылках кризиса население активно стало приобретать недвижимость, автомобили и другие крупные покупки. При этом, многие из них приобретали транспортные средства в России. Однако, согласно данным Nielsen, поведение населения в потреблении основных продуктовых товаров осталось на додевальвационном уровне. При этом некоторые казахстанцы стали тратить на продукты даже больше, но на 80% сократили остальные расходы. Напомним, ранее LS сообщал, что больше половины казахстанцев покупают только самое необходимое. 68% покупателей пересмотрели свои расходы после изменения курсовой разницы тенге-доллар.