СМИ: Казахский «Хоргос» душит рынок «Дордой» - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

СМИ: Казахский «Хоргос» душит рынок «Дордой» - «Финансы»


СМИ: Казахский «Хоргос» душит рынок «Дордой» - «Финансы»

Сейчас владельцы готовы сдавать контейнеры бесплатно, лишь бы кто-то смог оплачивать взносы за него.
Крупнейший рынок Центральной Азии «Дордой» не просто угасает – на его место приходит казахский «Хоргос», который, по мнению экспертов, еще даже не заработал в полную силу, пишет Knews.kg.
Что же будет потом?
По данным Государственной налоговой службы Киргизии, в 2014 году с «Дордоя» ежемесячно в госказну поступало около 34 млн сомов, а в январе 2016-го собрано всего 24,5 млн. В лучшие времена арендная плата за контейнер составляла здесь более $1 тыс. Сейчас владельцы готовы сдавать их бесплатно, лишь бы кто-то смог оплачивать взносы за него.
Почему так случилось, что один из крупнейших рынков Центральной Азии «Дордой», некогда дававший работу тысячам кыргызстанцев и обеспечивавший казну КР немалыми налогами – на грани закрытия? Эксперты видят три основные причины.
«Хоргос» душит конкурента
По размерам «Хоргос» – гигантская зона duty free – в пять раз превышающая «Дордой». Уже сейчас действуют специальные шопинг-туры. Для затравки на специализированных сайтах указаны и цены. К примеру, длинная норковая шубка стоит $600-900, мужские пуховики можно приобрести по 5 тыс. тенге (около $13 или 1 тыс. сомов). Здесь еще нужно учесть, что сегодня «Хоргос» работает еще не в полную силу – полномасштабно он начнет функционировать к 2018 году.
Как считает казахстанский политолог Марат Шибутов, «Хоргос» по сравнению с «Дордоем» имеет массу преимуществ. «Это крупный межгосударственный проект для бизнесменов и производителей.
На «Хоргосе» разработаны специальные дотации, льготы, там беспошлинная торговля. «Дордой» же такого предложить не может, у него нет дотаций. Поэтому цены в Кыргызстане на порядок выше. А если так, то зачем туда ехать?» – задается вопросом эксперт.
По его словам, еще один плюс для «Хоргоса» – железная дорога и огромное количество перевозчиков, которые работают по льготным ценам. «Там можно заказать три фуры, а четвертую тебе предлагают бесплатно. Так что смысла в «Дордое» уже нет», – говорит Марат Шибутов.
Научный сотрудник РИСИ (Российский институт стратегических исследований) Максим Лихачев смотрит на проблему немного шире. «Хоргос» – это не рынок. Его задача – создать индустриальный парк, платформу для развития инновационных отраслей промышленности, – говорит Лихачев. – Руководство Казахстана привлекает зарубежные компании для работы в рамках свободной экономической зоны на базе «Хоргоса». Поэтому между «Хоргосом» и «Дордоем» есть принципиальная разница. Казахстан если и будет вкладывать огромные деньги, то не ради рынка. Там задачи совсем другие. У Казахстана есть терминал на Желтом море. Теперь стоит задача связать порт Ляньюньган с «Хоргосом» и Актау и обеспечить экспорт товаров в западном направлении – в Европу».
Конечно, рынок «Дордой» может повысить для граждан Казахстана свою привлекательность. Но работать надо в конкурентной среде, по законам рынка. Разумеется, на бумаге все гладко: якобы в Кыргызстане созданы хорошие условия для торговцев. Однако предприниматели из других стран нередко подвергаются поборам со стороны представителей кыргызских властей. Нужно устранять это и разрабатывать механизм на уровне государства.
«Сетевики» и Интернет забирают покупателя
Издание отмечает, что изменения в ценовой политике ряда сетевых магазинов привели к тому, что жители Бишкека стали активнее покупать товары, особенно одежду, не посещая рынки. Свою роль здесь играет продажа и через социальные сети, и интернет-магазины.
Со ссылкой на директора крупного магазина одежды в Бишкеке Исхака Бостона сообщается, что кризис пошел его предприятию на пользу. «Мы не хотим накручивать цены в три-четыре раза. Это позволяет нам продавать больше товара по приемлемой цене, что помогает продержаться в условиях кризиса. Кроме того, на рынках часты проблемы с примерочными. У нас их достаточно. И мы работаем по закону: продавцам выплачиваются сверхурочные, производятся все отчисления. Еще одно наше преимущество перед рынками – возврат товара. Если клиенту не подошел размер или цвет, мы готовы вернуть ему деньги или обменять вещь, при условии, если покупатель сохранил чек», – говорит Бостон.
К тому же на «Дордое» зимой холодно – до минус 20. Поэтому люди все чаще выбирают магазины с приемлемыми ценами.
Какие финансы – такая и торговля
Третья немаловажная причина снижения объемов торговли не только в Кыргызстане, но вообще в странах СНГ – валютная нестабильность.
Как считает президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Сергей Пономарев, финансы – это кровеносная система организма торговли. «Какие финансы, такая и торговля. Из-за падения национальных валют в Казахстане и России покупательская способность населения этих стран значительно сократилась, торговля замерла. Сейчас особо некомфортно себя чувствуют те, кто не может продать зимний товар. Просто потому, что у них нет денег для завоза весенних вещей. Чуть легче тем, кто производит одежду здесь. У них рабочие руки оплачиваются в сомах, электроэнергия и налоги тоже в сомах.
Выход один. Сейчас сокращаются барьеры, по которым выдавал кредиты Кыргызско-Российский фонд развития. Снизили залоговое обязательство до миллиона. Но если бы снизили до 500 тысяч долларов, то многие представители малого и среднего бизнеса могли бы на эти деньги претендовать.
Кроме того, если бы кредиты выдавали в национальной валюте, а не в долларах, мы бы «разогрели» экономику. Потихонечку стали бы снова конкурентоспособными, тогда «Дордой» бы снова ожил. К развитию собственной экономики надо идти через политику», – считает Пономарев.

Сейчас владельцы готовы сдавать контейнеры бесплатно, лишь бы кто-то смог оплачивать взносы за него. Крупнейший рынок Центральной Азии «Дордой» не просто угасает – на его место приходит казахский «Хоргос», который, по мнению экспертов, еще даже не заработал в полную силу, пишет Knews.kg. Что же будет потом? По данным Государственной налоговой службы Киргизии, в 2014 году с «Дордоя» ежемесячно в госказну поступало около 34 млн сомов, а в январе 2016-го собрано всего 24,5 млн. В лучшие времена арендная плата за контейнер составляла здесь более $1 тыс. Сейчас владельцы готовы сдавать их бесплатно, лишь бы кто-то смог оплачивать взносы за него. Почему так случилось, что один из крупнейших рынков Центральной Азии «Дордой», некогда дававший работу тысячам кыргызстанцев и обеспечивавший казну КР немалыми налогами – на грани закрытия? Эксперты видят три основные причины. «Хоргос» душит конкурента По размерам «Хоргос» – гигантская зона duty free – в пять раз превышающая «Дордой». Уже сейчас действуют специальные шопинг-туры. Для затравки на специализированных сайтах указаны и цены. К примеру, длинная норковая шубка стоит $600-900, мужские пуховики можно приобрести по 5 тыс. тенге (около $13 или 1 тыс. сомов). Здесь еще нужно учесть, что сегодня «Хоргос» работает еще не в полную силу – полномасштабно он начнет функционировать к 2018 году. Как считает казахстанский политолог Марат Шибутов, «Хоргос» по сравнению с «Дордоем» имеет массу преимуществ. «Это крупный межгосударственный проект для бизнесменов и производителей. На «Хоргосе» разработаны специальные дотации, льготы, там беспошлинная торговля. «Дордой» же такого предложить не может, у него нет дотаций. Поэтому цены в Кыргызстане на порядок выше. А если так, то зачем туда ехать?» – задается вопросом эксперт. По его словам, еще один плюс для «Хоргоса» – железная дорога и огромное количество перевозчиков, которые работают по льготным ценам. «Там можно заказать три фуры, а четвертую тебе предлагают бесплатно. Так что смысла в «Дордое» уже нет», – говорит Марат Шибутов. Научный сотрудник РИСИ (Российский институт стратегических исследований) Максим Лихачев смотрит на проблему немного шире. «Хоргос» – это не рынок. Его задача – создать индустриальный парк, платформу для развития инновационных отраслей промышленности, – говорит Лихачев. – Руководство Казахстана привлекает зарубежные компании для работы в рамках свободной экономической зоны на базе «Хоргоса». Поэтому между «Хоргосом» и «Дордоем» есть принципиальная разница. Казахстан если и будет вкладывать огромные деньги, то не ради рынка. Там задачи совсем другие. У Казахстана есть терминал на Желтом море. Теперь стоит задача связать порт Ляньюньган с «Хоргосом» и Актау и обеспечить экспорт товаров в западном направлении – в Европу». Конечно, рынок «Дордой» может повысить для граждан Казахстана свою привлекательность. Но работать надо в конкурентной среде, по законам рынка. Разумеется, на бумаге все гладко: якобы в Кыргызстане созданы хорошие условия для торговцев. Однако предприниматели из других стран нередко подвергаются поборам со стороны представителей кыргызских властей. Нужно устранять это и разрабатывать механизм на уровне государства. «Сетевики» и Интернет забирают покупателя Издание отмечает, что изменения в ценовой политике ряда сетевых магазинов привели к тому, что жители Бишкека стали активнее покупать товары, особенно одежду, не посещая рынки. Свою роль здесь играет продажа и через социальные сети, и интернет-магазины. Со ссылкой на директора крупного магазина одежды в Бишкеке Исхака Бостона сообщается, что кризис пошел его предприятию на пользу. «Мы не хотим накручивать цены в три-четыре раза. Это позволяет нам продавать больше товара по приемлемой цене, что помогает продержаться в условиях кризиса. Кроме того, на рынках часты проблемы с примерочными. У нас их достаточно. И мы работаем по закону: продавцам выплачиваются сверхурочные, производятся все отчисления. Еще одно наше преимущество перед рынками – возврат товара. Если клиенту не подошел размер или цвет, мы готовы вернуть ему деньги или обменять вещь, при условии, если покупатель сохранил чек», – говорит Бостон. К тому же на «Дордое» зимой холодно – до минус 20. Поэтому люди все чаще выбирают магазины с приемлемыми ценами. Какие финансы – такая и торговля Третья немаловажная причина снижения объемов торговли не только в Кыргызстане, но вообще в странах СНГ – валютная нестабильность. Как считает президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Сергей Пономарев, финансы – это кровеносная система организма торговли. «Какие финансы, такая и торговля. Из-за падения национальных валют в Казахстане и России покупательская способность населения этих стран значительно сократилась, торговля замерла. Сейчас особо некомфортно себя чувствуют те, кто не может продать зимний товар. Просто потому, что у них нет денег для завоза весенних вещей. Чуть легче тем, кто производит одежду здесь. У них рабочие руки оплачиваются в сомах, электроэнергия и налоги тоже в сомах. Выход один. Сейчас сокращаются барьеры, по которым выдавал кредиты Кыргызско-Российский фонд развития. Снизили залоговое обязательство до миллиона. Но если бы снизили до 500 тысяч долларов, то многие представители малого и среднего бизнеса могли бы на эти деньги претендовать. Кроме того, если бы кредиты выдавали в национальной валюте, а не в долларах, мы бы «разогрели» экономику. Потихонечку стали бы снова конкурентоспособными, тогда «Дордой» бы снова ожил. К развитию собственной экономики надо идти через политику», – считает Пономарев.
0
Комментарии для сайта Cackle
Другие новости

Это может то, что вы искали