РСА не хочет платить деньгами пострадавшим в ДТП
Российский союз автостраховщиков (РСА) намерен принципиально изменить систему возмещения убытков по ОСАГО. Сейчас пострадавший автовладелец может выбрать, получить ли со страховой деньги или поручить отремонтировать автомобиль, в РСА же предлагают осуществлять ремонт практически безальтернативно: денежная выплата будет применяться лишь в исключительных случаях, например, когда до сервиса далеко ехать. Эксперты считают, что автовладельцы от нововведения проиграют: в автосервисах, куда страховые компании направляют клиентов, машины ремонтируют некачественно. ЦБ просит РСА доработать проект.
О планируемом нововведении вчера рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. По его словам, союз подготовил поправки к закону об ОСАГО, где содержится норма, которая "установит приоритет ремонта машины над денежными выплатами". "Мы считаем, что потребителю в первую очередь нужно восстановить транспортное средство",— пояснил господин Уфимцев. По его словам, поправки могут быть приняты уже в 2016 году.
Напомним, по закону водитель, пострадавший в ДТП, может получить компенсацию ущерба, причиненного автомобилю, деньгами или натуральным способом, то есть ремонтом в автосервисе, у которого со страховщиком заключен договор. Официальной статистики в РСА нет, но, по экспертным оценкам, обычно водители выбирают деньги. "Этим пользуются автоюристы и мошенники. Они заявляют, что получили мало, начинают судиться,— пояснили "Ъ" в РСА.— Наше предложение в том, чтобы возмещение вреда производилось по умолчанию натуральным образом. В законе будут прописаны исключительные случаи, когда можно получить деньги". Речь идет о ситуации, к примеру, когда автосервис находится в другом городе или слишком далеко от пострадавшего.
Страховые компании идею поддержали. По словам замдиректора по урегулированию убытков АО СОГАЗ Алексея Карпицкого, автовладелец, получивший деньги, "вынужден самостоятельно искать станцию техобслуживания и согласовывать со страховщиком цены на ремонт". "Все это отнимает силы и время",— говорит он. Идею РСА одобряет и координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов. "Страховщики покупают услуги автосервисов и запчасти оптом, в итоге для них ремонт обходится гораздо дешевле, чем для автовладельца,— говорит он.— Да и потом, не надо будет спорить со страховщиками и судиться. Предложенная РСА схема не устроит, пожалуй, только владельцев раритетных машин".
Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников выступил категорически против новых правил. "У сервисов, работающих со страховщиками, обычно очень низкое качество ремонта,— говорит он.— Если бы водитель мог выбрать, где чинить машину, то я бы с этим предложением согласился".
Анонсированные поправки к закону об ОСАГО дорабатываются в РСА по просьбе Центробанка. "Нужна регламентация возможных альтернатив,— рассказывает собеседник "Ъ", знакомый с позицией Центробанка.— Например, если ремонт требует замены запчасти, а она придет через три недели, это неудобно потребителю, тогда должна быть выплата деньгами". По его словам, регламентация, которую ждут от РСА, должна включать четкую вариативность по части удаленности СТОА. "К примеру, страховщик направляет в сервис за 500 км,— объяснил собеседник "Ъ".— В поправках РСА должна быть регламентирована тема удаленности сервиса от потребителя".
Любопытно, что тема приоритета ремонта над денежной выплатой уже возникала в страховом сообществе — на старте ОСАГО в 2003 году. Но тогда она не попала в закон именно из-за сложности процедуры регламентации.