Паника населения на валютном рынке, вызванная крымским кризисом, прекратилась. В мае спрос на доллары и евро сократился на 40% по сравнению с мартом и составил 9 млрд долл. Однако купленную ранее валюту граждане сдавать пока не спешат.
В марте 2014 года, в разгар кризиса на Украине, граждане, опасаясь роста курса доллара и евро, купили и сняли со своих счетов наличную валюту на сумму 14,3 млрд долл. Но уже в апреле паника прекратилась — граждане купили 9,4 млрд долл., а в мае — почти 9 млрд долл. (5,3 млрд долл. и 3,6 млрд евро). Такие данные приводит ЦБ в последнем «Вестнике Банка России».
Еще одним признаком снижения спроса стало сокращение банками ввоза валюты более чем на 95%. Если в марте уполномоченные банки ввезли 15 млрд долл. иностранной валюты, то в апреле эта сумма сократилась до 0,7 млрд. В мае, правда, ввоз снова увеличился, но ненамного — до 1,7 млрд долл.
Похожим образом граждане вели себя в 2008 году во время финансового кризиса. Пик спроса населения на валюту наблюдался в декабре 2008 года, когда объем купленной валюты составил 14,3 млрд долл. — столько же, сколько в марте 2014 года. Однако в прошлый раз ситуация стабилизировалась быстрее, уже в феврале 2009 года граждане купили валюты в три раза меньше — на 4,4 млрд долл.
Аналитик Промсвязьбанка Алексей Егоров говорит, что физическое лицо — это самый последний игрок, который выходит на рынок. «Он позже всех принимает решение о покупке и делает это обычно, когда курс достигает пика, а продает на дне», — отмечает он. Егоров не исключает, что при укреплении рубля население начнет продавать валюту. «Та же самая картина наблюдалась в 2008 году», — добавляет он.
Однако пока граждане не спешат продавать купленную в марте валюту. Если в мае предложение наличной иностранной валюты физлицами составляло 7,5 млрд долл., то в мае оно снизилось на 20%, до 6 млрд долл. «В марте многие граждане купили доллары, и мы не видим, что кто-то сейчас рвется их продавать. Продажами сейчас занимаются в основном нефтегазовые компании, которые продают свою продукцию за доллары на рынке, а рубли им нужны на оплату налогов и деятельности внутри России», — поясняет дилер Металлинвестбанка Петр Милованов.
Купленная валюта остается у граждан «под матрасом». Об этом говорит тот факт, что прекратился рост валютных депозитов, объем которых за февраль-март увеличился на 10—12% (до 3,4 трлн руб.), а в последующие месяцы остался практически на том же уровне. «Каждый сам принимает решение, что делать с оставшейся на руках валютой. Вероятно, будут оставлять в качестве накоплений. Пока нет сильных движений, люди обычно ничего не предпринимают», — добавил Петр Милованов. Если продать купленную в марте валюту, то можно зафиксировать потери. Так, курс доллара с 1 марта по 1 июня снизился на 4%.