Статьи по теме
.
Компания Вексельберга стала вторым по величине акционером Bank of Cyprus
Доли бывших вкладчиков Bank of Cyprus, помимо воли ставших его акционерами во время финансового кризиса на острове, могут быть размыты. ЦБ Кипра требует от банка докапитализации в рамках подготовки к европейским стресс-тестам, а киприоты жалуются на то, что российских инвесторов «вежливо выпроваживают» с острова.
Bank of Cyprus нанял HSBC, Deutsche Bank, VTB Capital и Credit Suisse для размещения допэмиссии на 1 млрд евро, рассказали РБК два источника, близких к организаторам размещения. В пятницу, 4 июля, совет директоров одобрил допэмиссию. В этом вопросе (возможно, на такое решение повлияла и позиция Центрального банка Кипра) совет был един», — сказал РБК заместитель председателя совета директоров Банка Кипра Владимир Стржалковский.
Требование по привлечению в капитал 1 млрд евро до 8 августа изложено в письме главы островного ЦБ Христаллы Йоркаджи. Кипрский регулятор торопит Bank of Cyprus с размещением ценных бумаг в преддверии европейских стресс-тестов.
Привлеченные средства помогут повысить уровень достаточности капитала Bank of Cyprus, который сейчас составляет 10,6%. Они же, как надеется руководство банка, помогут вернуться на биржу — впервые после того, как в разгар финансового кризиса на острове в марте 2013 года была приостановлена котировка акций. «После завершения сделки банк намерен добиваться повторного внесения его акций в котировальные списки Кипрской фондовой биржи и Афинской биржи», — говорится в официальном сообщении.
По словам Стржалковского, позиции членов совета не совпадают в вопросе сроков проведения этой допэмиссии. «Есть сторонники того, чтобы провести допэмиссию немедленно, в первые недели июля. Есть точка зрения, что именно эти летние месяцы являются отпускным периодом в Европе и США, когда потенциальные инвесторы просто не принимают таких серьезных решений. Поэтому более комфортным периодом, в том числе и для российских потенциальных акционеров, было бы начало сентября», — рассказал он.
Кроме того, решение провести допэмиссию встретило сопротивление акционеров банка, среди которых много россиян. Год назад акционерами Bank of Cyprus помимо своей воли стали его крупные вкладчики с депозитами, превышающими 100 тыс. евро. Тогда в рамках мер по спасению финансовой системы страны Bank of Cyprus поглотил своего ближайшего конкурента, Cyprus Popular Bank, и был рекапитализирован за счет преобразования вкладов в акции. 21 тыс. клиентов банка, которые имели вклады более 100 тыс. евро, стали обладателями 81,4% акций банка после того, как 47,5% их незастрахованных сбережений были преобразованы в акционерный капитал из расчета 1 евро за акцию.
По данным The Wall Street Journal, около половины всех депозитов в Bank of Cyprus принадлежало нерезидентам ЕС. Среди вкладчиков, по данным издания, было много россиян, у которых банк был популярен благодаря простой процедуре открытия счетов и нестрогим требованиям к документам, в том числе к раскрытию бенефициаров.
В результате конвертации вкладов в акции россияне получили шесть из 16 мест в совете директоров (сейчас в совет директоров, состоящий из 14 членов, входят пять россиян, в конце прошлого года Игорь Ложевский покинул его). Заместителем председателя совета в сентябре 2013 года был избран бывший гендиректор «Норильского никеля» и сослуживец Владимира Путина по ленинградскому КГБ Владимир Стржалковский. В совет в качестве независимых экспертов также вошли представители Микаила Шишханова Анжелика Аншакова и Эрисхан Куразов. Еще двумя директорами стали президент Insigma Group Дмитрий Чичикашвили и представлявший интересы Виталия Юсуфова в совете директоров Банка Москвы юрист Антон Сметанин.
«Сопротивление со стороны акционеров привело к тому, что ЦБ Кипра был вынужден вмешаться и сказать, что пора заканчивать дрязги и выпускать допэмиссию, пока он не потребовал отставки нескольких членов совета директоров», — рассказал РБК источник, близкий к организаторам размещения. «Есть несколько концепций того, как нужно проводить допэмиссию, и споры приобрели остроту, поэтому идут разговоры о сокращении состава совета директоров банка», — говорит лоббист, представляющий интересы русского бизнеса на Кипре.
Среди российских акционеров Bank of Cyprus и киприотов, интересующихся проблемой, с которыми удалось поговорить РБК, распространена вера в теорию заговора. «Все, что сейчас происходит вокруг Банка Кипра, — это уже политическая, а не экономическая игра. По каким-то причинам российских инвесторов пытаются более или менее вежливо выпроводить как из Кипра в целом, так и из банковского сектора в частности. Мы очень разочарованы действиями нашего правительства, которые делают нас заложниками американской внешней политики. Мы пытаемся сопротивляться этому, уговаривая наших российских друзей-инвесторов вложить в Кипр больше», — рассказал РБК один из представителей кипрского бизнеса. «Точка зрения, что российских акционеров выдавливают с подачи США, очень популярна среди самих акционеров», — говорит один из собеседников РБК.
«Руководство группы будет привлекать непосредственно институциональных инвесторов. Сделка будет структурирована таким образом, что позволит существующим акционерам принять в ней участие», — отмечается в официальном сообщении. Вопрос возможного участия действующих акционеров банка, которые стали акционерами не по своей воле, а в результате конвертации вкладов, остается дискуссионным, отмечает Стржалковский.