Сети аудиторских организаций — как российские, так и международные — получат официальное признание Минфина в России. Как рассчитывают в ведомстве, это будет своеобразный знак качества, что должно способствовать повышению прозрачности рынка в целом. Впрочем, гораздо более эффективные меры для этого пока буксуют.
На прошлой неделе Совет по аудиторской деятельности при Минфине в ходе совещания одобрил порядок ведения перечней сетей аудиторских организаций. Согласно тексту порядка (есть в распоряжении "Ъ"), аудиторские организации, заинтересованные во включении объединения в официальный перечень сетей аудиторских организаций, должны подать заявление в Совет по аудиторской деятельности. Там на основании данных об организациях (количество и список членов в сети, наименование объединения, его штаб-квартира и пр., а для международных сетей — также документы, подтверждающие членство в Forum of Firms Международной федерации бухгалтеров) принимают решение о включении объединения организаций в перечень российских или международных сетей аудиторских организаций. При этом объединение должно соответствовать правилам независимости.
Смысл новации в том, что теперь появилась процедура признания сети аудиторских организаций сетью. Раньше, российские компании сетями признавать было попросту некому. Да и работу международных аудиторских сетей на территории России именно как объединений компаний никто не контролировал. Что, впрочем, не мешало российским членам международных аудиторских сетей акцентировать внимание потребителей на своем сетевом статусе. "Фактически рынку были доступны только определение сети аудиторских компаний, а также перечень требований к ним — это было прописано в правилах независимости аудиторов",— указывает глава СРО "Содружество" Ольга Носова. Теперь, по идее, появится некая гарантия того, что эти требования выполняются.
Как пояснили "Ъ" в Минфине, порядок был разработан для улучшения условий конкуренции на рынке аудиторских услуг. Указание на причастность к сетям, особенно международным, подчас создает неоправданные конкурентные преимущества, отмечают в министерстве. "Чтобы исключить необоснованные преимущества и помочь заказчикам аудиторских услуг оценить предоставляемую им информацию, предусмотрено ведение перечней сетей аудиторских организаций. В эти перечни будут включаться только те объединения организаций, которые действительно связаны с аудиторской деятельностью и от участия в которых получают преимущества сама аудиторская организация и ее клиент",— резюмируют в Минфине. По словам аудитора, основное, что может получить клиент аудиторской сети, работающей по всем правилам,— географический охват, единые стандарты работы всех компаний, входящих в сеть, контроль за функционированием сети со стороны головной структуры.
Впрочем, практический эффект нововведения рынку неочевиден. Российские компании не стремились объединяться в сети до сих пор не по причине отсутствия официального перечня, а из-за нежелания региональных игроков объединяться с другими участниками рынка из опасений поглощения, указывают участники рынка. Кроме того, "создание сети требует от компаний значительных затрат — на создание методологии аудита и обучение сотрудников, а также налагает ответственность за поддержание определенных стандартов качества",— указывает партнер BDO Денис Тарадов. "С одной стороны, появление четкого порядка ведения сетей аудиторских организаций сделает процесс регистрации сети более понятным, а также отсечет компании, которые могли выдавать себя за членов каких-либо сетей, по факту ими не являясь,— указывает гендиректор HLB "Универс-Аудит" Дмитрий Лимаренко.— Однако для повышения конкурентоспособности компаний и прозрачности рынка нужны более действенные меры". "В первую очередь регуляторам необходимо бороться с недобросовестными компаниями, которые дают заключения, которые не всегда можно считать достоверными",— указывает господин Тарадов. При этом гораздо более насущные поправки об ответственности аудиторов за ложные заключения, как неоднократно сообщал "Ъ", пока буксуют.