Депутаты разрешили автомобилистам временно — до 1 января 2017 года — пользоваться для фиксации обстоятельств ДТП не только отечественной ГЛОНАСС, но и глобальными навигационными системами. Ранее комитет по финансовому рынку Госдумы настаивал на использовании только ГЛОНАСС, мотивируя это необходимостью поддержать отечественного производителя. Переубедить депутатов удалось только после вмешательства правительства и администрации президента.
Сегодня законопроект об ОСАГО был принят во втором чтении (в третьем чтении проект будет рассмотрен в эту пятницу). Основные параметры, касающиеся выплат, уже согласованы: если новая редакция закона об ОСАГО будет принята, с 1 октября 2014 года размер компенсации по ущербу автомобилю сможет достигать 400 тыс. руб., а с 1 апреля 2015 года компенсация по вреду жизни и здоровью потерпевшего — 500 тыс. руб. (сегодня выплаты не превышают 120 тыс. и 160 тыс. руб. соответственно). Закон дает право ЦБ поднять стоимость полиса ОСАГО после 1 октября. Ранее сообщалось, что Банк России собирается поднять базовый тариф на 18–24% и, возможно, еще раз — через полгода.
Сегодня на пленарном заседании Госдумы появилась новая поправка о расширении действия европротокола — речь идет об оформлении документов для страховой компании при ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Это, по замыслу депутатов, должно снизить число пробок на дорогах из-за небольших аварий. Законопроект увеличивает выплаты по мелким авариям, оформленным без участия ГИБДД, с нынешних 25 тыс. руб. до 50 тыс., а в четырех регионах России — Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — сумма будет ограничена только общим лимитом выплат по ОСАГО (400 тыс. руб. с 1 октября 2014 года).
Упрощенный порядок оформления ДТП действует и сейчас: участники должны составить схему аварии, заполнить извещение и направить документы страховщику. При этом в аварии не должно быть пострадавших, участники ДТП должны договориться о том, кто виноват. По данным Российского союза страховщиков, только 8% водителей используют возможность оформления ДТП по упрощенной схеме.
Согласно законопроекту, теперь в страховую компанию нужно будет направить еще и фото — или видеосъемку обстоятельств ДТП. Изначально депутаты настаивали на том, чтобы для этого использовались только технологии системы ГЛОНАСС. В правительстве посчитали, что такое ограничение делает бессмысленным расширение действия европротокола — им почти никто не сможет пользоваться из-за слабого распространения устройств, поддерживающих ГЛОНАСС. «В связи со сравнительно невысокой распространенностью устройств, использующих технологию ГЛОНАСС, преждевременное введение этой нормы сделает применение системы европротокола недоступным для значительной категории граждан», — указано в письме первого вице-премьера Игоря Шувалова руководителю администрации президента Сергею Иванову (есть у РБК).
Обсуждение этой поправки происходило прямо на пленарном заседании, впрочем, оно было недолгим. Поправку о технических средствах фиксации ДТП внес по просьбе правительства депутат фракции КПРФ Борис Кашин, а отстаивал ее на заседании замминистра финансов Алексей Моисеев. «Действительно, поправка поддерживается правительством, более того, она согласована с администрацией президента», — заявил Моисеев. В рамках эксперимента «Убери машину с дороги» предлагается разрешить водителям для предоставления информации страховщикам до 1 января 2017 года использовать не только ГЛОНАСС, но и глобальные навигационные установки других систем, уточнил замминистра.
«Опасения правительства не беспочвенны: система ГЛОНАСС еще не достигла достаточного уровня распространения. Поэтому переходный период, когда автомобилист может пользоваться всеми глобальными системами, нужен», — говорит вице-президент ОСАО «Ингосстрах» Илья Соломатин. По его словам, страховщики в целом поддерживают введение средств видеофиксации на автомобилях. «Правительство обозначило вектор на упрощение процедур и сокращение времени при урегулировании ДТП. Если средства видеофиксации действительно будут установлены, то количество спорных ситуаций резко сократится, мы тогда не будем долго разбираться, кто прав, а кто виноват», — поясняет он.
Президент Ассоциации защиты прав страхователей Николай Тюрников считает, что процедуру европротокола надо еще упростить. «На мой взгляд, для того чтобы европротокол работал, необходимо снять любые сложности при фиксации ДТП. Достаточно просто сфотографировать аварию на мобильный телефон. Но страховые компании боятся мошенников и необоснованных выплат, поэтому и появляются сложности», — говорит он.
Пользоваться обновленным европротоколом можно будет в случае принятия законопроекта уже с 1 октября 2014 года.